Берлин на сегодня пятый крупнейший город Европы (по численности населения его обходят Стамбул, Москва, Лондон и Санкт-Петербург). Правда, той же Москве по количеству жителей он многократно уступает (4 миллиона против 13).
В отличии от всех предыдущих посещенных мной немецких городов, в Берлине центральный автовокзал (я именно туда приехал из Магдебурга) находится далеко за пределами центра. Но и в этом удаленном от городской "сердцевины" районе несколько очень интересных для осмотра/исследования мест. Я к Олимпийскому стадиону сходил. Именно на этом стадионе прошли основные соревнования Летних олимпийских игр далекого 1936-ого года. В 1974-ом и в 2006-ом "Олимпиаштадион" принимал игры чемпионата мира по футболу. Причем финал мундиаля 2006-ого года состоялся именно на берлинском стадионе. А совсем недавно в 2015-ом в финале Лиги Чемпионов на Олимпийском стадионе "Барселона" довольно легко разделалась с туринским "Ювентусом". Берлинская "Герта" проводит здесь домашние матчи.
Неподалеку от Олимпийского стадиона находится искуственный холм Тойфельсберг ("чертова гора") с заброшенной со времен окончания "холодной войны" радиолокационной станцией. Туда поднялся. Правда, сейчас территория бывшей станции огорожена, вход - 5 евро. Так что я только вокруг прогулялся.
Ну а лучший вид на город в этом районе открывается с соседнего холма Драхенберг ("драконья гора"), вершину которого занимает обширная плоская площадка, идеально подходящая, например, для пикников.
Вписка на все 3 ночи в городе у меня была в районе станции метро "Темпельхоф". И следующим утром я продолжил исследование города с расположенного неподалеку бывшего аэропорта Темпельхоф, большая часть территории которого сейчас в парк преобразована. Во время блокады 1948-1949 годов продовольствие и топливо в Западный Берлин в основном доставлялись через аэропорт Темпельхоф. Вплоть до запуска аэропорта Тигель в 1975-ом все гражданские авиарейсы из Западного Берлина осуществлялись из Темпельхофа. До своего окончательного закрытия в 2008-ом Темпельхоф оспаривал звание старейшего, продолжающего функционировать, аэропорта в мире.
Восточнее Темпельхофа находится район Нойкельн, с наибольшим для Берлина процентом мигрантов (15% - турки, 10% - арабы) в структуре населения. Во время разделения города этот район вплотную примыкал к Берлинской стене, поэтому цены на жилье здесь были самые низкие в Западном Берлине, что привлекало мигрантов. А сейчас с 2015-ого соседствующие с Нойкельном здания аэровокзала и ангаров бывшего аэропорта Темпельхоф используются как временный центр приема и размещения беженцев, что, конечно, еще больше привело к "разбавлению" коренного населения. И, когда я прогуливался через Нойкельн, официальная статистика в 25% мигрантов среди всего населения района мне даже явно заниженной показалась. Одни "копченые морды", кругом =)
Вообще, если в большинстве европейских городов достопримечательности преимущественно относятся к эпохе Средневековья , то Берлин неразрывно связан с историей 20-ого века. К окончанию второй мировой город оказался в руинах, и из старых эпох мало, что сохранилось. За прошлый же век столько всего определяющего для хода истории человечества произошло именно в Берлине. Большинство мест в городе, представлявших для меня интерес, были связаны так или иначе с нацистским периодом или с эпохой "холодной войны".
В Берлине 3 мемориала павших советских солдат. Я на двух побывал. Памятник в Тиргартене находится очень близко от нового здания рейхстага. Центральным же монументом считается памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Очень внушительное сооружение!
От Трептов-парка недалеко до East Side Gallery. Эта галерея под открытым небом представляет собой самый большой и самый известный сохранившийся участок Берлинской стены. Знаменитое граффити с Брежневым, целующим в губы руководителя ГДР Эрика Хонеккера, как раз является частью этой галереи.
Прогулялся по самому известному бульвару Берлина Унтер-ден-Линтен. Вдоль этой улицы расположены многие знаковые городские здания. Бульвар Унтер-ден-Линтен тянется от являющихся главной достопримечательностью города Бранденбургских ворот до реки Шпрее и лишь немного не доходит до еще одного знакового сооружения - берлинской телевышки (самого высокого сооружения Германии, между прочим). Музейный остров, Александрплатц (площадь Александра), красная ратуша, колонна Победы, Постдамплатц (постдамская площадь), парк Большой Тиргартен, Культурфорум, правительственный квартал, мемориальная церковь кайзера Вильгельма, кафедральный собор, КПП Чарли, мемориал убитым евреям Европы, новая синагога, жандармская площадь, мост Обербаум, Хакские дворы, ... Еще кучу мест посмотрел.
Заглянул в пару бесплатных музеев. Очень интересно было побывать в информационно-выставочном центре "Топография террора", расположенном на месте, где находились здания главного управления имперской безопасности СС и штаб-квартира гестапо. В этом центре рассказывается о становлении и преступлениях режима национал-социалистов.
В рейхстаг можно попасть бесплатно. Для этого нужно заранее записаться через интернет. Можно записаться на тур с экскурсоводом по зданию или на лекцию в помещении с обзорным видом на пленарное заседание парламента. Для таких посещений нужно записываться хотя бы за неделю-две. Проще же всего найти свободный слот для самостоятельного осмотра купола. Я таким образом записался на следующий день. В итоге, правда, в рейхстаг я так и не попал. Ближе к назначенному времени я был где-то далеко от рейхстага, не было смысла все бросать, туда "ломиться". Тем более, что регистрация на месте, прохождение контроля на входа значительное время занимают.
Парень, у которого я остановился, сказал, что в Берлине уличная еда очень дешевая. Так, наверное, и есть, но с существенной оговоркой: "Очень дешевая для Западной Европы". В Будапеште или, например, Белграде перекусить на улице обойдеётся значительно дешевле.
Двух с половиной дней для Берлина мне было явно недостаточно, но с недавних пор с помощью авиакомпании "Победа" в немецкую столицу стало возможно попасть очень легко и дешево. В "низкий сезон" за 1500 рублей бывают билеты. В следующий раз в городе в Постдам заодно можно было бы прокатиться.