Найти тему
Vox medii aevi

Интервью с Михаилом Майзульсом о его курсе «Это Средневековье!» в InLiberty

Оглавление

2 апреля просветительский проект InLiberty запускает образовательный курс «Это Средневековье!», куратором которого выступил историк Михаил Майзульс. Алена Минко поговорила с Михаилом о содержании курса, образах власти и унижении сакрального.

Михаил Майзульс
Михаил Майзульс

Давайте начнем с общего вопроса: Средние века — это когда? Какими хронологическими рамками ограничивается материал вашего курса?

Я в основном буду говорить о Высоком и позднем Средневековье, т.е. о XII-XV вв. Однако христианская иконография власти и христианская иконография в целом родом из поздней Античности. Поэтому нам не обойтись и без возвращений в Каролингские и Оттоновские времена (IX-XI вв.), когда на изображениях императоров активно обыгрывались римские темы. И, само собой, мы зайдем в XVI в. — в эпоху становления новоевропейских монархий, Реформации и Контрреформации. В это время портрет властителя снова становится одним из инструментов правления, складывается современный язык плаката и карикатуры, а многие средневековые сюжеты превращаются в инструмент визуальной войны между протестантами и католиками.

О какой современности вы будете говорить: это будет только сегодняшняя Россия?

Нужно сразу сказать, что это курс не о современности через Средневековье, а о Средневековье с выходами на современность: российскую или западную. Например, с точки зрения иконографии власти всегда интересно, как в чиновных кабинетах и любых учреждениях вешают портреты президента. Где они есть, а где их (еще) нет; как выбирают место, куда их поместить (на столе среди прочих фото, в «красном углу» с флагом-гербом-наградными рамками-медалями или на пустой стене, в торжественной пустоте); как в эпоху «дуумвирата» Медведева-Путина демонстрировали лояльность обоим, ставя в кабинете их совместный портрет или две фотографии одинакового формата — и тогда, кто, президент или премьер, висел слева, кто справа? Нынешний фото-протокол родом, конечно, не из Средневековья, а из СССР. Но, если взглянуть глубже, то многие из традиций, которые он впитал (например, сама идея помещать в присутственном месте образ повелителя, от имени которого отправляется власть), восходят еще ко временам Рима.

Ваш курс построен только вокруг репрезентации образов власти или вы обращаетесь к другим сюжетам?

Иконография власти, или потестарная имагология, как ее называет Михаил Бойцов, — это, конечно, только одна из тем. В ней меня больше всего интересует сакрализация государей: как изображения уподобляют их Христу, демонстрируют их особый статус на границе между мирским и священным или возносят над другими источниками власти.

Французский историк Франсуа Боэспфлуг хорошо показал, как со времен поздней Античности функционировал «общий рынок» атрибутов, которыми обменивались земные и небесные властители. В Риме иконографические атрибуты богов переносились на обожествленных императоров; изображения императоров во многом определили иконографию Христа; позже в Византии или в Каролингской империи образы своих императоров конструировали одновременно и по модели древних цезарей, и по вечному образцу Царя небесного. И такой взаимообмен между иконографией сакрального и иконографией власти продолжался столетиями. Например, на исходе Средних веков Бога часто изображали в короне императора Священной Римской империи или в тройной тиаре, какую папы стали носить со времен Бонифация VIII. Земные регалии легко переносились на небеса, чтобы подчеркнуть величие Бога, творца и управителя мироздания, и дабы придать больший вес земным властителям, которые носят такие же короны и диадемы, как их небесный повелитель. Так что средневековые репрезентации власти нельзя понять, не разбираясь в христианских сюжетах.

Если говорить о воображаемом, то нельзя забывать и об инфернальной монархии. С XIII в. на Западе множатся изображения сатаны как повелителя преисподней, государя бесовского царства. Чтобы подчеркнуть его помраченное величие, его тоже начинают изображать в короне, на высоком престоле, в окружении придворных. Эти образы демонстрируют его монарший статус и в то же время — чтобы избежать любых намеков на дуализм — напоминают о том, что он лишь один из ангелов-мятежников, не только повелитель преисподней, но и ее узник. Тут интересно смотреть, как средневековые мастера, перенося в преисподнюю атрибуты монаршей власти, их видоизменяют, чтобы продемонстрировать пагубную природу люциферовой власти. Например, на одной французской миниатюре XV в. сатана, окруженный придворными демонами, держит в руках скипетр с тремя рогатыми головами. И они по форме напоминают геральдическую лилию, которая украшала скипетр королей Франции.

Сатана и демоны-придворные. Миниатюра из рукописи «Легенды о Мерлине». Франция, середина XV в.
Сатана и демоны-придворные. Миниатюра из рукописи «Легенды о Мерлине». Франция, середина XV в.

Чем отличаются средневековые методы конструирования образов власти, которые вы рассматриваете, от античных?

Очень многим. Начнем с того, что в последние века Римской империи существовал разветвленный культ императора и его образов. Статуи или небольшие живописные изображения, которые рассылали по провинциям, воплощали самого властителя и, в его отсутствие (а он не мог лично править во всех уголках империи), имели право на те же почести, что и он сам. Перед ними приносили клятвы, ставили свечи, падали ниц.

В Византии, восточной половине рухнувшей Римской империи, образы василевса продолжили почитать — и культ императора стал своего рода матрицей для культа икон, который сформировался позже, где-то к VI в. Однако на Западе изображения властителей так не сакрализовали, и монументальные образы правящих императоров и королей были редки. В XIII в. Фридрих II Гогенштауфен, противостоя папству, стал возвеличивать свою власть с помощью архитектурных программ и возведения статуй. Позже французский король Филипп III Смелый установил в нефе парижского Нотр-Дама свое конное изваяние. Можно найти примеры из более ранних эпох. Но это была не такая распространенная — и явно для многих сомнительная — практика. Все-таки право на монументальный портрет и его почитание было долго зарезервировано за Христом и его святыми.

Какие еще существовали практики обращения с образами, кроме их почитания и сакрализации?

У любого культа и сакрализации есть и оборотная сторона — десакрализация, унижение или уничтожение. Самый яркий пример — это религиозное иконоборчество, нейтрализация образов, которые приравниваются к идолам, а потому объявляются вне закона. Но в Средние века мы встретим немало атак, обращенных и против образов властителей или изображений, олицетворявших чье-то политическое господство.

Американский историк Дэвид Фридберг в 1980-х гг. выпустил замечательную книгу «Сила образов», которую было бы здорово перевести на русский. Он рассказывает о том, как на протяжении столетий в самых разных культурах «иконоборцы» (здесь это слово стоит поставить в кавычки), атакуя изображения чужих божеств, своего Бога, которого, по их убеждению, нельзя изображать, или ненавистного им правителя, воспроизводят схожий паттерн.

Если образ не уничтожается целиком, то ему в первую очередь повреждают лицо, а на лице — глаза, уста и нос. Эти элементы обеспечивают узнавание изображенного и воспринимаются как средоточие «жизни» статуи или портрета. В одних культурах существует убеждение, что, нанося увечья и уничтожая образ, ты каким-то (магическим) образом воздействуешь и на прообраз — например, государя, которого он представляет и прославляет. В других — ни о какой магии речь уже не идет. Разбивая бюст вождя или выкалывая ему глаза на портрете, революционер или манифестант не исходит из того, что удар по изображению — это удар по самому вождю. Тем не менее, выпуская эмоции и демонстрируя свою ненависть, он тоже, словно в ходе магического ритуала, выкалывает вождю глаза. Логика, лежащая за разрушением образов, может быть разной, а формы оказываются очень близки, а порой идентичны.

Выскобленные лица палачей Христа. Миниатюра из «Книги образов Мадам Марии». Брабант или Геннегау, ок. 1285 г.
Выскобленные лица палачей Христа. Миниатюра из «Книги образов Мадам Марии». Брабант или Геннегау, ок. 1285 г.

В Англии в 1591 г. по обвинению в государственной измене был казнен эсхатологический проповедник и самозваный мессия Уильям Хэкетт, призывавший к низложению королевы Елизаветы I. Среди его преступлений числилось то, что он каким-то металлическим предметом изуродовал портрет (возможно, гравюру) государыни и особенно метил в область сердца. По его признанию, он хотел тем самым лишить ее силы и власти. Кроме того, он выбил глаза драконам и львам на изображении герба королевы. Мы не знаем точно, зачем, но, вероятно, что тем самым он не только демонстрировал свою ненависть к государыне, но и хотел как-то ей повредить.

А в 2014 г. в одной из школ в Московской области старшеклассник, как писали СМИ, из политического протеста замазал фломастером глаза на портрете Путина, который стоял в кабинете английского языка. Когда «святотатство» обнаружили, начались поиски виновного. Учительница была очень испугана, кричала, что об этом может узнать начальство, что на такое способен только тот, кто ненавидит свою страну, и что закрасить глаза портрету Путина — все равно, что нарисовать рожки на изображении матери или выколоть на фотографии глаза отцу. Нетрудно понять, почему она была так испугана. Но мне кажется интересным другое. Я думаю, что, если бы школьник не «ослепил» президента, а, например, перечеркнул его портрет, скандал бы все равно разразился, его бы вызвали на ковер и обвинили в политической диверсии, но такого ужаса не было бы. Даже, если мы не верим в магическую связь между образом и прообразом, ощущение, что выколоть глаза изображению — это самое опасное святотатство, все равно живо. И это культурный рефлекс, идущий из далекого прошлого.

О каких еще образах и сюжетах вы будете рассказывать на курсе?

Мы кратко поговорим о конструировании образа врага — о том, как в средневековой Европе демонизировали иноверцев (прежде всего, иудеев и мусульман), инаковерующих (еретиков) и прочих «других». И о рождении карикатуры, на которой политического или религиозного оппонента представляли в облике зверя, монстра и подручного дьявола. Тут можно вспомнить гуситские или протестантские изображения римских пап, а задолго до них, например, изобличительные «портреты» сицилийского короля Танкреда из «Книги в честь Августа» Петра Эболийского.

А еще, конечно, мы поговорим о средневековом смехе, «сакральной пародии», антиклерикальных маргиналиях и смутных границах между дозволенным смехом и святотатством. Например, в одной фламандской Псалтири XIV в. на полях нарисован человечек в митре епископа и с огромным фаллосом, который заканчивается ладонью, сложенной в жесте благословения. Кого высмеивает это создание? Недостойных прелатов? Точно уже не скажешь. Но кто-то из владельцев или читателей рукописи позже «отцензурировал» подобную непристойность, нарисовав поверх фаллоса-руки нечто, похожее на полупрозрачную юбку.

Все ли средневековые изображения, которые сегодня нам кажутся смешными, вызывали смех у современников?

Точно нет. Но нам не всегда понятно, где на изображениях, которые были созданы много сот лет назад, проходит граница между смешным и не-смешным. Кроме того, всегда важно понимать, кто был адресатом комичных или сатирических образов. Один из лучших примеров — маргиналии, абсурдные, монструозные, пародийные и часто смешные персонажи и сценки, которые украшали поля множества рукописей, созданных в XIII-XV вв.

В какой-нибудь французской Псалтири или фламандском Часослове легко представить изображение нагого епископа, который исповедует столь же нагого монаха (а тот в ответ пускает газы), монструозных человеко-зверей в папских тиарах или обезьян, которые служат псевдо-мессу или освещают церковь. Эти образы, как и монструозный епископ, о котором я говорил выше, высмеивают духовенство? Видимо, да. Ставят ли они под сомнение авторитет церкви и тем более христианскую догму? Почти наверняка, нет. Многие из таких рукописей заказывали аббаты, епископы и другие князья церкви. Это, видимо, был юмор для своих, безопасный вызов и обузданная непристойность, которая вызывала улыбку, наверное, кого-то могла раздражать, но точно не бросала вызова церковной иерархии и христианской монополии на истину.

А теперь перенесемся в XVI в. Протестанты в своей критике папы, «папистов» и всех католических установлений активно черпают образы из того же арсенала, который использовался в маргиналиях. Клирики-звери и клирики монстры, нагота, испражнения и прочий телесный низ, пародия на католические ритуалы… Только теперь эти образы превращаются в инструмент фронтальной атаки на римскую церковь, политизируются, а потому для католического духовенства оказываются уже неприемлемы. В эпоху Реформации и Контрреформации трудно представить, чтобы какой-то епископ заказал себе Псалтирь, украшенную фигурками обезьян, рядящихся в клириков, или какими-то еще антиклерикальными «потехами».

«Позорное изображение» рыцаря Иоганна фон Лёвенштейна, 1438 г.
«Позорное изображение» рыцаря Иоганна фон Лёвенштейна, 1438 г.

Образы обладают властью, но помогает ли изучение образов в современной жизни?

Помогать в жизни — это слишком амбициозная задача. Мне кажется важным, что разговор о прошлом создает критическую дистанцию по отношению к настоящему и к любым очевидностям. Мы понимаем, что те политические институции, территориальные целостности, религиозные верования или повседневные практики, которые сегодня нас окружают и внутри которых мы существуем, — это не данность и не фатальность. А результат долгой истории, где существовало множество других форм и возможностей. Если, к примеру, мы понимаем, как в прошлые времена был устроен культ образов, и как изображения использовались для того, чтобы повелевать и вызывать трепет, нами становится чуть труднее манипулировать. Зная, как работает власть, как устроена ее визуальная само-репрезентация и само-сакрализация, мы уже не так склонны вставать по стойке смирно перед портретом Первого лица.

Что почитать, чтобы подготовиться к курсу?

  • Ханс Бельтинг. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. Москва, 2002.
  • Светлана Лучицкая. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. Москва, 2001.
  • David Freedberg. The Power of Images: Studies in the History and Theory of Response. Chicago, 1989.
  • Michael Camille. Image on the Edge: The Margins of Medieval Art. London, 1992.
  • Ruth Mellinkoff. Outcasts: Signs of Otherness in Northern European Art of the Late Middle Ages. Berkeley (CA), 1993.