Найти тему
Лавка диковин

Удивительные поезда, о которых мечтали в прошлом веке

Оглавление

В первой половине 20-го века изобретатели пытались предсказать, как будут выглядеть поезда будущего. Идеи, которые они предлагали, были порой фантастическими, порой — безумными, а некоторые все еще ждут воплощения в веке двадцать первом.

Крылатый поезд

Крылатый поезд. Обложка журнала Popular Science за май 1939 г.
Крылатый поезд. Обложка журнала Popular Science за май 1939 г.

В 1939 году некий инженер из Европы предложил строить пассажирские поезда обтекаемой формы, с крыльями и фюзеляжем наподобие самолетных. В начале движения и перед остановкой, при наборе и сбрасывании скорости, чудо-поезд едет по обычным рельсам на колесах, которые расположены в передней и задней части вагона. Когда скорость становится достаточной, передняя часть вагона отрывается от рельс и скользит на крыльях по воздуху, что помогает снизить трение и обеспечивает скорость до 400 миль в час. Также предусмотрена особая система, не позволяющая вагону “взлетать” слишком высоко и соскальзывать с рельс. Задние же колеса с приводом от дизельного двигателя остаются на рельсах и обеспечивают движение. Машинист сидит в передней части вагона в кабине, похожей на кабину пилота; пассажирский салон "двухэтажный".

Пути парные — для поездов, следующих "туда" и "обратно", а между путями предполагалось прокладывать высокоскоростные автомобильные магистрали.

О похожем проекте под названием "поезд-глайдер" рассказывалось и несколькими годами ранее — в журнале Popular Science за 1933 г. Изображение поезда (правда, без крыльев), который при достижении определенной скорости отрывался бы от рельс и скользил над ними по воздуху, появилось на обложке майского номера.

Журнал Popular Science, май 1933 г.
Журнал Popular Science, май 1933 г.

Поезд, мчащийся внутри стеклянных труб

Поезд в стеклянной трубе. Обложка журнала Mechanix Illustrated за декабрь 1956 г.
Поезд в стеклянной трубе. Обложка журнала Mechanix Illustrated за декабрь 1956 г.

В 1956 году изобретатель Оскар Берч, ответственный за научно-исследовательскую работу в компании “Оуэнс-Иллинойс Гласс”, занимающейся производством стекла, заявил, что за столетия человечество не освоило и одной десятой удивительных качеств стекла. Он утверждал, что будущее принадлежит этому хорошо известному материалу, которое силами науки обретет новые свойства и вторую жизнь. В мечтах изобретатель видел космические ракеты, заключенные в специальные стеклянные капсулы, и города, прячущиеся под хрустальными, хорошо вентилируемыми куполами.

Однако главной задачей для изобретателя стала разработка поездов дальнего следования, которым не понадобятся рельсы… потому что они будут нестись со скоростью аэроплана (до 300 миль в час) по стеклянным трубам при помощи сжатого воздуха. Защищенные подобным образом, чудо-поезда будут прибывать точно в срок, и им не будет страшна непогода и снежные заносы.

Изобретатель признавал, что использование в системе сжатого воздуха влечет за собой немало технических проблем. Например, он предвидел сложности в разработке компрессорных станций для откачивания воздуха и нагнетания, либо в разработке мотора, который будет всасывать воздух. Еще одной проблемой стала бы необходимость удаления из системы отработанных газов, поэтому изобретатель отказался от использования двигателей на традиционном топливе. На поезде будущего должен быть установлен атомный двигатель.

Также предполагалось, что главной проблемой могло стать нежелание пассажиров путешествовать столь необычным видом транспорта.

Сама идея была новой: еще в 1824 британский изобретатель Валланс построил 46-метровый отрезок пневматической железной дороги в виде трубы из еловых досок. Внутри по рельсам передвигалась вагонетка с сиденьями для пассажиров, а в «голове» состава находился круглый щит, с помощью кожаных уплотнителей плотно прилегающий к стенкам трубы. Насосы, установленные в конечных пунктах, создавали необходимое разрежение воздуха. Подобные дороги строились не раз, в том числе коммерческие, но распространения не получили.

В 21-м веке идея получила новое воплощение в проекте Илона Маска Hyperloop.

Поезд с пропеллером

Журнал Mechanix Illustrated, декабрь 1958 г.
Журнал Mechanix Illustrated, декабрь 1958 г.

В 1958 г. разрабатывалась концепция монорельсового поезда, движущегося за счет тяги от пропеллера. Этот полупоезд-полусамолет должен был курсировать между Нью-Йорком и Вашингтоном со скоростью 115 миль в час. На локомотив предполагалось установить газотурбинный двигатель; управление двигателем должно было осуществляться дистанционно, под контролем системы видеонаблюдения.

Иллюстрацию концепции похожего поезда публиковал журнал Popular Science в 1930 г.

-6

И еще один забавный поезд с пропеллером из журнала за 1935 г.

-7

Отличительная особенность этой модели в том, что для нее не нужно было бы прокладывать отдельные рельсы. По утверждению изобретателя, этот поезд бегал бы по обычным рельсам (точнее, по одной рельсе). Кроме того, в нем не была предусмотрена система автоматического контроля равновесия — водитель поддерживал бы его самостоятельно, в точности, как при езде на велосипеде.

Журнал Popular Science, 1935 г.
Журнал Popular Science, 1935 г.

Поезд, работающий от вечного двигателя

-9

Автор статьи, опубликованной в 1930 году, с негодованием признает, что идея использовать вечный двигатель для решения разных технических проблем будет существовать “пока живут на свете дураки”. В тот раз было решено оснастить вечным двигателем поезд, который будет получать энергию практически из ничего. Горе-изобретатель предложил использовать эллиптические рельсы, а вместо обычных железнодорожных колес — две здоровые конусовидные штуки по бокам вагона. Необходимую движущую силу должна была обеспечить гравитация.

-10

Поезд для запуска самолетов

Журнал Popular Science, июнь 1937 г.
Журнал Popular Science, июнь 1937 г.

Любопытная идея использования поездов для запуска самолетов была предложена в 1935 г.

Американский инженер Эмиль Доэелер предложил прокладывать рельсы по периметру аэропортов. Когда мчащийся по рельсам поезд набирает скорость до 249 км. в час, пилот закрепленного на крыше поезда самолета нажимает рычаг, срабатывает система спуска, и самолет взмывает в небо.

-12

Монорельсовый поезд-амфибия со сдвоенными вагонами

Журнал Popular Science, июнь 1934 г.
Журнал Popular Science, июнь 1934 г.

Эта идея, словно заимствованная со страниц романов Александра Беляева, была предложена в Советском Союзе. Монорельс для подобного поезда предполагалось проложить в песках Туркестана с целью освоения природных богатств этого региона, а именно — для перевозки руд и пассажиров. Поезда могли бы как парить над пустыней, так и нырять в реки.

Инженеры из Москвы предложили сделать вагоны обтекаемой сигарообразной формы, а привод осуществлялся бы от пропеллера. Поезд должен был развивать скорость до 180 миль в час (290 км.ч). Маршрут длиной 534 км. должен пролегать вдоль Амударьи.

Ниже — иллюстрация проекта похожего поезда с обложки журнала за 1935 г.

-14

И еще одна изумительная иллюстрация поезда будущего, который мог бы работать от радиоволн!

Журнал Modern Mechanix, 1934 г.
Журнал Modern Mechanix, 1934 г.