Как внешне бессмысленное обретает плоть и кровь
«А такой бывает? - удивятся некоторые. - Артхаус - кино для страшно далеких от народа интеллектуальных снобов, такое же нудное, заумное и снобистское!»
Другие прагматично добавят: «Но если кино себя окупает, оно коммерческое независимо от жанра или режиссерского стиля, не так ли?» (С этим действительно не поспоришь.) И резюмируют: «А значит, говорить о коммерческом артхаусе нет смысла».
Что ж, формально все верно. Однако фактически с современным засильем чисто коммерческого подхода, когда одни и те же люди по одним и тем же маркетинговым схемам и производят, и рекламируют, и продают что хотдоги, что блокбастеры «Марвел», внешне бессмысленное выражение постепенно обретает плоть и кровь.
И, если режиссер в своей картине выходит за рамки схемы, если, снимая фильм, он думает и о какой-то творческой сверхзадаче и моральном посыле, а не только о том, как бы наварить на нем побольше бабла, тогда можно говорить, что перед нами коммерческий артхаус.
От словесных спекуляций перейдем к делу - к новинкам этой недели, каждая из которых способна навести на вышеприведенные размышления.
В первую очередь это, безусловно, «Парк развлечений». Представляете, это же самый настоящий чистокровный (никакой копродукции!) шведский фильм. Давно ли вы видели шведское кино в нашем прокате?
Строго говоря, артхаусность «Парка развлечений» его происхождением и ограничивается. Вполне классический сюжет - «Ромео и Джульетта», перенесенные в Стокгольм сороковых годов. Монтекки и Капулетти, в свою очередь - владельцы двух конкурирующих парков развлечений. В ролях - известные в Швеции актеры, среди которых есть и «мама Дарта Вейдера» Пернилла Аугуст; авторы сценария и режиссеры - постоянно работающие вместе Монс Морлинд и Бьерн Стейн (вместе они снимали и пятую часть «Другого мира», 18+). Так что по большому счету - вполне коммерческий проект… Шведский!
Удивительно, но мысли об артхаусе приходят в голову и тогда, когда речь идет о диснеевском «Дамбо». Хотя, казалось, римейк классического диснеевского мультфильма о летающем цирковом слоненке с большими ушами находится от «кино не для всех» на космическом расстоянии.
Вот только снял «Дамбо» Тим Бертон.
По этому поводу кто-то обязательно вспомнит школьный учебник по истории Средних веков с его рассказом о покаянии в Каноссе. Бертон никогда не говорил о своей любви к Диснею и к Дамбо (в детстве у него были совсем иные герои, типа собачки-зомби Франкенвинни, про которую он впоследствии снял мультфильм), и вообще всегда в Голливуде считался интеллектуалом. А тут… Что будет дальше, создатель «Трупа невесты» (12+) - полнометражные «Утиные истории» (6+)?
Но всех этих стенаний можно и не брать в расчет: Тим Бертон («Алиса в Стране чудес», 12+) снял детский фильм (рейтинг - PG/6+) про летающего слона Дамбо. Дамбо нарисован на компьютере, остальных героев сыграли отнюдь не анимационные Колин Фаррелл, Дэнни Де Вито, Майкл Китон и Ева Грин.
Еще одна новинка недели, «Мы», судя по ее кассовым сборам, к артхаусу ну никак не относится. В США она выбила с первого места в чарте «Капитана Марвела (16+) (правда, на второй прокатный уикенд комикс-блокбастера), по жанру - фильм ужасов/психологический триллер, в одной из главных ролей - Люпита Нионго из «Черной пантеры» (16+).
Вот только «Мы» - это так называемый Черный Голливуд: картина, снятая в расчете на афроамериканскую аудиторию. И это еще не все - снял ее Джордан Пил, чья прошлая лента, комедия ужасов «Прочь» (18+), в Америке произвела настоящий фурор. «Прочь» выдвигалась на «Оскар» за сценарий - вполне возможно, что «Мы» в свое время также будут номинированы. Во всяком случае, высокое качество сценария этого фильма отмечают все рецензенты. Главная сюжетная линия связана с темой двойника - а это, между прочим, Эдгар По и Федор Михайлович Достоевский!
В отличие от «Мы» лента с красноречивым названием «Пляжный бездельник» - комедия. По фабуле выглядит подобной множеству аналогичных фильмов о молодежных пьянках-гулянках на побережье солнечной Флориды. Однако, когда узнаешь, что «Пляжного бездельника» снял Хармони Корин, культовый режиссер американского независимого кино, закрадывается сомнение - а нет ли здесь подвоха?
Сомнения усиливает актерский ансамбль: Мэтью Макконахи, Снуп Догги Дог, Мартин Лоуренс, Джона Хилл - это отнюдь не молодежь, да и с чего бы им сниматься в глупой летней развлекаловке. А когда узнаешь, что главные герои - американская творческая богема… В общем, рекламируют «Пляжного бездельника» как пляжную комедию, но будьте готовы к тому, что в кинотеатре вы увидите совсем другой по стилистике фильм.
Ну и напоследок, как всегда, фильм ужасов. «Проклятый дом» - отец с сыном приезжают в американскую глубинку, где у них куплен дом, начинают его ремонт, и тут оказывается, что в доме - призрак: «Кентервильское привидение», только абсолютно всерьез. Таких хорроров было снято за всю историю кино неисчислимое количество - стандартная малобюджетная жанровая поделка, и не более.
Однако американские критики, в том числе специализирующиеся на обзорах хорроров, отнесли «Проклятый дом» к артхаусу. Почему? Не знаю. Хотя, после того как трэш «Черная пантера» номинировали на «Оскар» за лучший фильм, в мире кино стало возможно все.