Найти тему
Военные заметки

Причина большинства смертей обычных ребят – ошибки и безразличие командиров к их жизням

Вашему вниманию представлена часть страшной правды войны из уст фронтовиков.

"Я глубоко убежден, что большая часть боевых потерь – дело рук командиров. Не всегда намеренно, но их действия способствовали повальной гибели молодых ребят. Извещение о смерти или долгожданные объятия мужа, брата или сына – не нужно долго думать, какую участь выберет боец. Но участь эта зависела не от его боевой подготовки, слабостей или сильных сторон противника. Судьба рядового солдата зачастую зависела от командиров-офицеров.
Что делал я, чтобы любящие матери получили не тело или документ, а живого сына?

Первым моим правилом было ни в коем случае не посылать своих бойцов вперед в одиночку, я всегда был рядом с ними. Примеров у меня достаточно, вот один из них. Дали приказ – «к 11-00 прибыть в населенный пункт, выбрать наблюдательный пункт, оборудовать его». Добавляют, что наша пехота уже закрепилась в этом месте. Но ты, прошедший огонь и воду, знаком уже с тем, что такое фальшивый доклад на войне. И оказываешься прав в своем недоверии – нашей пехоты здесь нет и в помине.

Я называю прошлые ошибки «кровавыми граблями», и ошибки эти встречали нас в упор немецкими пулеметами при вступлении на эти «освобожденные территории». Потому, помня об этом, задаю вопрос: «С какого направления пехота подошла к месту назначения?». И движемся мы с бойцами так, будто это мы – та самая пехота, которая будет сейчас эту деревню брать. Важно быть внимательными, осторожными, но при этом быстрыми, готовыми к любой неожиданности.
Или, скажем, уличные бои в Берлине, которые я прошел вместе со всеми, все двенадцать дней. Приметил я грамотную тактику немецких снайперов. Положим, нужно перебежать улицу, а улица притом обстреливается со всех сторон. Бежит первый солдат – и ничего. Его снайпер пропускает. А в это время наводит прицел на то место, где должен появиться бегущий следом второй боец. И бьёт по нему, всегда попадая.

И тогда говоришь своим бойцам – «Ребята, немедленно рассредоточиться, бежать всем сразу, одновременно, по моему сигналу! С одного места вдвоем не выбегать!».

Распределением занимался, говорил кому, откуда и в каком порядке перебегать дорогу.
Срабатывало. Уберегало от больших потерь. Немец ведь не успеет выбрать точную цель из большой группы солдат, стремительно несущихся через улицу с самых разных точек, мало кого цепляло пулей."
Борок Р.Л., 1982 год

"На войне я пробыл 2 года и 3 месяца, четыре раза был ранен, ушел солдатом, а вернулся старшиной. И главное, что четко въелось в самое сердце – смерть. Нет ничего страшнее неё. Помню один случай. Середина осени, идут напряженные бои под одним из городов. И никак не можем по-хорошему атаковать немцев, хитрые: устроили дзот на пригорке, и никак их не достать. Капитан отправил трех солдат выполнить приказ: уничтожить дзот.

Погибли все трое. Капитан тот любил привести яркие примеры смелости русского солдата, нам в назидание. Когда мы дали ему в руки гранату, тот стал смертельно бледным, и всё же, леденея от страха, пополз к дзоту, окруженный со всех сторон дулами наших автоматов. Не выполнил он задание. А через два часа прибыли артиллеристы, застрявшие по пути в грязи. Так что все эти сказки про героев – выдумки офицеров. Приказ, каким бы он ни был, всегда должен быть выполнен. Я состоял в числе тех солдат, что вынудили капитана исполнить свой же приказ."

Кашкаров К.М., 1962 год