Как бы ни были сами по себе хороши отдельные элементы, но если их нельзя объединить во что-то более крупное, они не перспективны. Перспектива появляется, когда единицы могут слиться в большее. Сообща можно горы свернуть, тогда как один может о кочку споткнуться и умереть.
СССР породил уникальный советский менталитет. В его основе была идея коммунизма, атеизма и социальное равенство (пусть даже и номинальное). Людей объединяла вера в светлое будущее и установка, что построить его можно только коллективно. Это задавало направления и тренды.
Люди были подобны кирпичам, связанным идейным цементом. Пока цемент был крепким, СССР представляло серьезную силу. С исчезновением идеи Союз уподобился кирпичному зданию, где цемент между кирпичами исчез волшебным образом. И оно осыпалось под малыми ударами.
Сегодняшняя Россия представляет кирпичное здание, где кирпичи склеены соплями – деньгами. Никто понятия не имеет, какой же цели он в самом последнем итоге хочет достигнуть. Все хотят одного – денег. Так как самый эффективный способ их добычи – украсть (вложений нуль, прибыль 100%) все или мечтают украсть, или уже воруют в меру своих возможностей. И чем больше в этом деле человек преуспевает, тем больше возвышается в глазах тех, кого он обокрал.
Это можно сравнить со стокгольмским синдромом, когда жертвы встают на сторону террористов и сотрудничают с ними против силовиков, пытающихся их освободить. Это кажется невероятным, но это многократно подтверждено. Тут срабатывает инстинкт самосохранения. Угроза жизни исходит непосредственно от террориста. Чтобы ее минимизировать, жертва начинает с ним сотрудничать.
В конце СССР наметился тренд по усаживанию на нефтяную иглу. Сегодня он настолько окреп и вырос, что аббревиатуру РФ можно перевести как Ресурсная Федерация. Если бы была идея, это можно было бы пережить и может быть, даже перевернуть в свою пользу. Но идеи нет. Людям не к чему стремиться, кроме как к деньгам. Ресурсная Федерация сегодня подобна СССР в конце. Только размером поменьше. И идеи у ней никогда не было – она так и родилась безыдейной.
Нет сомнений, конструкции, где кирпичи склеены соплями, развалятся. Старый мир посыплется как карточный домик. И что придет ему на смену? В какую конструкцию соберутся распавшиеся элементы. Что будет скреплять их? Я никого не знаю, кто говорил бы что-то внятное на эту тему.
Кроме одного. Есть такая книга «018 Секс, Блокчейн и Новый мир». Кто ее написал – неизвестно. Но она потрясает. И дает большие надежды. Мне кажется, это окно в будущий мир, на пороге которого мы стоим. Крайне рекомендую всем к прочтению.