Найти тему
kinoprogulka

Урок 11. Гипатия Александрийская или " писать неправильно лучше, чем не писать вовсе"

Вот и наступил новый 2019 год. И чтобы начать новое полугодие с ощущением, что все дела прошлого года сделаны, запишу конспект нашего заключительного занятия проекта "Русский язык - язык науки".

Хотя правильнее было бы назвать этот урок "Русский язык - язык поэзии", потому что мой муж опять занимался рифмоплётством с девочками и, как положено, на новогоднюю тему. Подозреваю, что ошибки не исправлялись, чтобы не мешать вдохновению :)

Затем мы повторяли падежные окончания прилагательных. Наконец-то дошли до уровня, что дети могут по вопросам определять и сам падеж.

Затем немного лексики. Фразеологизмы  о языке.

А проектную часть урока мы читали и пересказывали истории из замечательной книги "Сказки на ночь для юных бунтарок". Я выбрала несколько историй про женщин-ученых и дала 3 вопроса, на которые надо было ответить при пересказе:
- чем она интересовалась, когда была ребёнком?
- какой наукой она заниматься, когда выросла?
- какое она сделала открытие как учёный?
При этом надо было подчеркнуть непонятные слова, которые мы обсуждали вместе.
По фотографиям сразу видно, что девочкам очень нравится работать с маркерами. Подчеркнули весь текст, но вопросы все равно помогли сохранить структуру при пересказе.

Последнюю историю о Гипатии Александрийской мы прочитали уже все вместе и обсудили её высказывание:


"Храни своё право думать, ибо даже думать неправильно лучше, чем не думать вовсе".
"Храни своё право думать, ибо даже думать неправильно лучше, чем не думать вовсе".

По-моему, хорошая заключительная фраза для проекта о науке и ученых.

Кроме того, эта цитата универсальна. Например, когда видишь  как её записала твоя дочь, то полезно помнить: "храни своё право писать, ибо даже писатьнеправильно лучше, чем не писать вовсе".

P.S.
Кстати, совсем забыла, что неделей раньше мы сделали ещё одно хорошее задание, своего рода тест по главному герою нашего проекта "Русский язык - язык науки".
https://multiurok.ru/files/krossvord-mikhail-lomonosov-1.html

Вопросы кроссворда под катом:

1. Искусство, известное еще в Древней Руси, которое возродил М.В. Ломоносов. (Мозаика.)

2. Автор слов: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (Пушкин.)

3. Село в Архангельской области, где родился М.В. Ломоносов. (Холмогоры.)

4. Здание в Петербурге, где находится музей М.В. Ломоносова. (Кунсткамера*.)

5. Территория, исследованию которой М.В. Ломоносов придавал большое значение. (Арктика.)

6. Что описано в этом отрывке?

И как я оное хваля воспоминаю,

Не ломкость лживого я счастья представляю.

Не должно тленности примером тое быть,

Чего и сильный огнь не может разрушить...» (Стекло.)

7. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «По возможности пытаться... (исследовать) все, что может быть измерено, взвешено и определено при помощи практической математики».

8. Вставьте пропущенное слово в высказывание М.В. Ломоносова: «Один... (опыт) я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

9. Наука, без которой, по мнению М.В. Ломоносова, слеп физик. (Математика.)

10. Определите, о чем идет речь в стихотворении М.В. Ломоносова.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков... (Солнце.)

11. Государство, в которое М.В. Ломоносов был послан как один из лучших учеников изучать горное дело и металлургию. (Германия.)

12. Как назывался прибор, изобретенный М.В. Ломоносовым для изучения астрономии? (Ночегляд.)

13. Государственное учреждение, устройство которого для М.В. Ломоносова было делом всей жизни. (Университет.)

14. Жители северных областей России, где родился и вырос М.В. Ломоносов. (Поморы.)

15. Стиль, к которому, по теории М.В. Ломоносова, относятся героические поэмы и оды. (Высокий.)