Советский Союз прекратил свое существование совсем недавно. Среди наших коллег, друзей и родственников есть люди, которые были пионерами и комсомольцами, застали всех или почти всех генсеков.
Написать этот пост меня побудил интересный проект PostPost.Media. Его суть в том, что люди вспоминают какие-то интересные моменты из жизни. В частности огромный материал был посвящен воспоминаниям о днях, когда уходили из жизни генеральные секретари партии.
Читая этот своеобразный дневник памяти, я подумала о том, что ведь и в моем окружении есть люди, которые могут помнить, что делали в тот день, когда умер, например, Брежнев. Это для меня эти события - параграфы из учебника истории, а для них - детство или юность.
Наталья: "Когда был Андропов, я училась в начальной школе. В день его смерти нас всех отпустили домой. Там весь день по телевизору балет показывали, и музыка заунывная была. Поэтому я гулять пошла. Еще помню свои чувства: думала, вот, главный умер, а я не плачу, радуюсь, что уроки отменили".
Ольга: "Мне 15 лет было. О смерти Андропова узнала из статьи в газете. Просто случайно на глаза попалась. Еще подумала, ну да, жаль, конечно. И пошла своими делами заниматься".
Инга: "Генсеки же умирали один за другим. А мне было от 7 до 9 лет в этот период. И я думала, что, наверное, так положено - делать их перед смертью главными".
Виктор: "Когда умер Брежнев, я учился в старших классах, лет 15 мне было. Уроки отменили, а домой не отпустили - заставили смотреть по телевизору похороны. До сих пор удивляюсь, откуда в этот самый день в сельской школе телевизор взялся! В общем, смотрим мы эти похороны: когда гроб опускали, он обо что-то ударился и почти упал в яму. Но никому не смешно было. Все думали, что завтра война с Америкой начнется".
Алла: "В день, когда умер Брежнев, я шла на первую практику от училища в заводскую больницу. Переживала очень. А там бабульки плачут - войны боятся. Когда умер Андропов, я уже работала сутками в больнице, как-то не до политики было. А когда назначили Черненко, мы с девочками-медсестрами вынесли вердикт - он точно не жилец. Так что день его смерти как-то очень обыденно прошел".
Андрей: "Хорошо помню только день, когда умер Брежнев. Я был в садике, нам не включали мультики и не разрешали смеяться".
Галина: "Когда умер Сталин, мне было 10 лет. Я уже очень многое тогда понимала, и мне было по-настоящему грустно. В поселке был траур. Дома мама плакала, говорила "отец родной нас покинул". Вечером пришел с работы папа, назвал маму дурой, заставил не наводить тоску в доме. Так я узнала, что в нашей семье есть сторонники разных политических взглядов".
Я хотела опросить еще двоих своих старших родственников, но оказалось, что один уехал в санаторий, второй получил пенсию и ушел в запой. На этом сбор материала и закончился.