Найти тему
ABW

Польша все быстрее опережает нас "в развитии". Путевые заметки

На мой взгляд, эта страна-соседка зря обделена вниманием наших соотечественников, в представлении которых первой ассоциацией является рынок Белостока. В качестве примера привожу прошлогоднее автопутешествие по этой стране.

В прошлом году передо мной возникла серьезная проблема: при наличии скромного отпускного бюджета хотелось самых разных впечатлений от отдыха - экстремальных приключений (гор каких-то, что ли), эстетического наслаждения (например, от осмотра красивых старинных городов) и тихого расслабления у моря. С датами отпуска и возможностью отчалить в него тоже были вопросы - я не знал, получится ли по работе. Однако визу сделал заранее и решил осуществлять бронирование через Booking с возможностью бесплатной отмены, что впоследствии пригодилось. Исходя из всех вводных, страна определилась сама собой - ближайшая наша соседка Польша, по счастливой геополитической случайности обладающая и красивыми горами, и морем, и интересными городами не обделенная.

Составился план: провести неделю в польских Татрах, потом на пару дней посетить старинный Торунь и оттуда переехать к Балтийскому морю. Заранее мониторил прогнозы погоды (Балтика капризна), в этой связи слегка корректировал бронирования (спасибо бесплатной отмене). В итоге получилась неделя в Поронине (6 км от Закопане), три дня в Торуни и последняя неделя в Гасках - курортном месте между Кошалином и Колобжегом, на самом берегу моря.

-2

Так как расстояние от дома превышало 1000 км, решил разделить дорогу на две части с добавлением ночевок - их получилось по одной туда и обратно, были забронированы отели.

Пересечение границы наметили в ПП "Привалка" (Литва): на белорусско-польской границе ожидались очереди, а также дошли слухи о забастовках польских пограничников и полиции. Поехали вдвоем с женой, дочь впервые в этом году не присоединилась к нам, так как только начала работать после получения диплома.

Минск - Закопане

Выехали около 5 часов утра в воскресенье, границу прошли за 2,5 часа. До этого по трассе М4 "насладились" все тем же ремонтом, по-прежнему около 200 км проезжаются со скоростью 70-80 км/ч. Промежуточная ночевка была намечена в придорожном отеле за Острувом Мазовецким. 

-3

По дороге сделали две приятные остановки: в Вейсеяй (Литва) и Августове. Возле живописного литовского озера установлена обзорная вышка, и мы наконец-то залезли на нее, чтобы посмотреть окрестности. Литовско-польской границы как бы и нет, ее мы заметили только по указателям и вскоре были в Августове.

-4
-5

Здесь мы прокатились на прогулочном судне по знаменитым каналам с прохождением через шлюзы. Водная прогулка длится около двух часов, виды прекрасные.

Шлюз, через который мы проплывали, деревянный, управляется вручную, проход через него - целое представление.

-6

Около шести вечера приехали в отель, заселились и поужинали тут же. Номера совсем простенькие, но есть все необходимое, ужины недорогие, а размер порций пугающий.

-7
-8

Вся Польша охвачена эпидемией дорожных ремонтов. Мы медленно двигались до Варшавы. В 42 километрах за ней остановились в Радзейовице. Здесь красивый небольшой дворец с великолепным парком на берегу озера. Он пользовался большой популярностью у польских королей ввиду своего расположения - рядом Якторовская пуща, место королевской охоты.

-9

Затем выдвинулись в сторону Кракова, а за ним постояли в пробках до Закопане. Там идет грандиозное строительство мостов и многоуровневых развязок, что вызвало практически транспортный коллапс.

Мысль поселиться в Поронине была очень правильной: к отелю вела объездная дорога, мы могли добираться до Татр довольно быстро, не стоя в грандиозных пробках на Закопане.

Кроме того, место обладает почти деревенским колоритом: из окна номера виден лес и луг, людей немного, тихо и спокойно. Практически все здания в населенных пунктах, прилегающих к Татрам, выстроены в одном архитектурном национальном стиле: островерхие крыши, деревянные балкончики, небольшие окна. Наш отель не был исключением и очень нам нравился. Несмотря на то что городок маленький, есть вся необходимая для туристов инфраструктура, включая магазины, кафе и рестораны.

Цена за проживание была невысокой, около 27 евро в сутки, однако включенные в стоимость завтраки поражали изобилием и разнообразием местных деликатесов. По утрам мы пили домашнее молоко, ели прекрасные сыры и паштеты, омлеты из домашних яиц и т.д. В течение дня кофе, чай, домашний лимонад, мед и джемы можно было просто брать в столовой. Несколько раз мы вставали и уходили в горы очень рано, задолго до завтрака, и тогда любезный персонал оставлял нам в холодильнике увесистые "ссобойки" и воду.

-10

Первой нашей вылазкой в горы был поход на озеро Морское Око. Предварительно я собрал необходимую информацию в интернете и построил предполагаемый маршрут. Карту для походов по Татрам с основными тропами и степенью их сложности неудобно печатать из интернета, ее мы купили в магазине сувениров в Закопане и пользовались постоянно. Она весьма подробная и удобная. Кроме того, подготовка включала в себя сбор экипировки. Если вы планируете действительно увидеть Татры (а увидеть их можно, только хорошенько побродив), стоит озаботиться трекинговыми кроссовками (с хорошей фиксацией голеностопа и нескользящей толстой подошвой), качественной курткой-ветровкой с водоотталкивающей пропиткой, которая не продувается, прочей удобной одеждой. Жене купил палки для скандинавской ходьбы (не складные, довольно легкие и прочные), в результате пожалел, что не взял такие же для себя.

Начало маршрута находится за Лысой Поляной, туда мы приехали на машине около шести утра. В интернете я прочитал, что туристов на Морском Оке великое множество, поэтому, если хочется увидеть прекрасное озеро, не толкаясь среди сотни людей, лучше выйти пораньше. Дорога от парковки до озера составляет 9 км, идет по заповеднику, все время вверх, мимо водопада Мицкевича.

-11

Вход в заповедник стоит 5 злотых, парковка возле входа платная. Для ленивых есть вариант преодолеть 7 км на повозке, запряженной парой лошадей, курсировать они начинают после 8 утра. За 2 км от озера маршрут для ленивых заканчивается, дальше надо идти пешком. 

-12

На территории есть биотуалеты, скамейки для отдыха, на самом Морском Оке - кафе для туристов. В здании кафе - сувенирная лавка, там можно купить открытку с видом озера, поставить на нее фирменный штамп и куда-нибудь отправить.

-13
-14

Вид на озеро, полное бирюзового цвета воды и окруженное горами, великолепен.

-15

Вдоволь насмотревшись на него в компании пока небольшого количества туристов, мы пошли вправо по узкой каменистой тропинке в обход озера. На противоположном берегу находится подъем к озеру Черный Став под Рысями (Рыси - самая высокая точка Татр на территории Польши, 2499 м). К Черному Ставу мы взбирались по тропе, помеченной на карте красным цветом (третий уровень сложности из четырех). Для людей неподготовленных, каковыми мы и являемся, это физически довольно сложно. Тропа идет почти вертикально вверх, довольно узкая, на камнях надо быть осторожными, получить травму или рухнуть вниз проще простого.

-16
-17

Бонусом поднявшимся является роскошный вид сверху на почти идеальный овал Морского Ока.

-18

К озеру "на втором этаже" мы добрались порядком уставшие, и здесь очень пригодился прихваченный пенный коврик. Мы любовались прекрасным творением природы, перекусывали и отдыхали одновременно. Мимо нас шли небольшие группы серьезно подготовленных ребят дальше в горы, в сторону Рыси.

-19

Мы, к сожалению, пока не настолько физически крепкие, поэтому только проводили группы альпинистов взглядами и начали медленный спуск. Он прошел минут за 25, но было намного сложнее, так как навстречу шел поток людей, часть из них отдыхала прямо посреди узкой дорожки, их надо было как-то огибать. Внизу мы обошли озеро с левой стороны, буквально продрались через толпу людей возле кафе и медленно пошли к машине. Общая длина маршрута составляет около 25 км, из них 18 км по заповеднику (9 км в каждую сторону), около 4 км - вокруг озера, 800 м - подъем к Черному Ставу. Мы никуда не торопились, все делали медленно, чтобы не получить травму, много фотографировали, поэтому по времени на все ушло около 9 часов. Поход однозначно стоил полученных впечатлений.

Следующей нашей точкой, намеченной для посещения, был Каспровы Верх - одна из самых популярных вершин Татр. Вариантов подъема два: ножками (маршрут самой высокой степени сложности, у подготовленных занимает около 5 часов) и на фуникулере. Реально оценивая свои силы, я построил следующий маршрут: подняться на вершину на фуникулере, а спуститься пешком до самой Кузни, созерцая по дороге вид на долину Гасеникову.

По поводу билетов на подъемник: настоятельно рекомендую приобретать их через сайт pkl.pl, иначе придется несколько часов стоять в длиннющей очереди. Чтобы купить билеты на определенное время, лучше делать это как минимум за один день. Для нас это было даже к лучшему, в образовавшийся свободный день мы дали отдых уставшим мышцам и прогулялись в Закопане.

Закопане - популярный лыжный зимний курорт, но жизнь здесь бурлит и летом.

-20

Жизнерадостная Круповка полна народу. Мы прогулялись от железнодорожного вокзала до подъема на Губаловку, посещая по дороге кафе, магазины и сувенирные лавки.

-21

Билеты на Каспровы Верх были взяты на 7.20, опять же чтобы избежать большого наплыва туристов. Только подъем (без обратного спуска) стоит на двоих 158 злотых, парковки также платные. Нас пропустили в самый первый вагончик, отправлявшийся в 7 утра. В свете утреннего солнца мы довольно резво поплыли вверх.

-22

В середине пути происходит пересадка. Под нами проплывали верхушки сосен, хребты становились все ближе, вагончик начало сильно раскачивать ветром. Вместе с нами ехала забавная пара в свадебных нарядах и горных ботинках.

Минуты через две мы вышли на площадку возле обсерватории и просто замерли от окружавших нас видов. Первый раз в жизни мы были в таких "настоящих" горах, величественных и прекрасных.

-23

Под ногами сверкали озера долины Гасениковой, справа дорога по хребту шла к вершине Бескид. Эта тропинка идет ровно по границе Польши и Словакии, то есть можно стоять двумя ногами в разных странах. 

-24

После захода на Бескид (это был наш первый "двухтысячник", высота 2012 метров), мы прошли к Лиловому Седлу, от него собирались подняться на Свинницу (высота 2301 м), но вершина была полностью закрыта какими-то жутковатыми грозовыми тучами.

-25
-26

Мы побоялись туда соваться, заодно пришлось отказаться от плана спуска к долине Пяти озер. Решили спускаться по тропе вдоль Гасениковой долины в спокойном темпе, делая по дороге фото. 

-27

Мы прошли под замершими до зимы лыжными подъемниками, миновали метеостанцию и отель для туристов, которые ночуют в горах, поднялись на хребет между Великим и Малым Седлом, с которого открывается прекрасный вид на Закопане, прошли тяжелый спуск к Кузнице, состоящий из груд больших камней, лежащих под разными углами. С хребта также открывается чудесный вид на знаменитую вершину Гевонт, печально известную количеством погибших от удара молнии и падения в пропасть.

-28

Несмотря на меньшее расстояние, пройденное в этот день (около 15 км), чувствовали мы себя порядком уставшими, а также несколько пострадали колени, на которые была серьезная нагрузка во время скакания по камням. Палки для скандинавской ходьбы здесь были очень кстати, я сильно пожалел, что не приобрел себе такие. 

Эта прогулка тоже оправдала все наши ожидания, мы остались очень довольны. Мир, который увидели с первой в нашей жизни вершины горы в лучах восходящего солнца, был просто прекрасен, эти яркие картинки запомнятся, наверное, на всю жизнь. До этого я путешествовал по горам на автомобиле (Доломитовые Альпы, румынские Карпаты, чешская часть Татр, норвежские фьорды) и должен сказать, что здесь были совершенно другого плана впечатления - пешком сложнее, больнее, дольше, но в то же время более авантюрно, интересно и ярко.

-29

К вечеру дождь, от которого мы убегали в горах, дошел и до Поронина. Лило всю ночь. С утра под непрекращающийся ливень мы даже смалодушничали и подумали о посещении местного аквапарка. Но, внимательно посмотрев карту погоды, заметили, что дождь идет только на стороне польских Татр, а со стороны Словакии дождя нет. А что, собственно говоря, нам мешает поехать в соседнюю страну? Ничего. Есть, правда, один момент - платные дороги, для движения по которым нужна виньетка, но можно попробовать передвигаться и по бесплатным. Выставляю в навигаторе "объезд платных дорог" и смотрю, что поблизости есть интересного. Я выбрал городок Левоча с красивым старым центром и Спишский Град с остатками самого большого замка в Словакии. В одну сторону 112 км. И мы поехали.

Скажу сразу, что Левоча хороша для небольшой прогулки, не более, здесь находится костел с одним из самых больших алтарей в Европе.

-30

Спишский Град, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, впечатляет больше: грандиозное сооружение на вершине холма.

-31
-32

Разрушен он был еще в XVII веке, и это очень печальный факт, так как крепость наверняка была очень красивой. По пути назад мы специально остановились на дороге номер 66 - я оценил юмор словаков, которые оформили указатели и магазинчики в стиле знаменитого Route 66.

-33

При пересечении Татр в непогоду можно наблюдать, как тучи эффектно сползают по заросшим соснами склонам.

-34

Закопане - Торунь

Пробыв в Татрах неделю, мы переехали в Торунь - славный польский городок, родину знаменитого ученого и астронома Коперника. Он раскинулся на приветливых берегах Вислы, его архитектурный стиль в чем-то перекликается с Гданьском. Три дня мы посвятили прогулкам по центру города и сидению уютных в кафе.

Многие здания старого города включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Например, городская ратуша увенчана четырехугольной башней, по преданию олицетворяющей четыре сезона года.

-35

Многое в городе носит имя великого соотечественника - "Коперник" там что-то вроде товарного знака. Музей Коперника располагается сразу в двух домах, так как ученые до сих пор точно не установили, в доме №15 или №17 на улице Святой Анны он родился и провел детство.

Обязательно стоит взглянуть на костелы - святого Якуба, Успения Божьей Матери и другие, ведущие свою историю с XIII века, поражающие изяществом стен из древнего красного кирпича и богатым внутренним убранством.

-36

Забавной нам показалась местная "падающая башня" - Кшива Вежа. Она была возведена на песчаной почве и за почти пять веков из-за ошибки архитекторов и строителей накренилась примерно на полтора метра. Сейчас это интересный аттракцион для туристов.

-37

Чтобы вполне оценить старый Торунь, обязательно переберитесь на противоположный берег Вислы - с него открывается идеальная панорама. 

-38

К смотровой площадке ведет дорожка, проложенная через небольшой парк.

-39

Также Торунь хорош и красиво подсвечен поздним вечером - даже около полуночи город полон людьми, кафе и рестораны заполнены туристами.

-40
-41

В виде сувениров рекомендую привозить знаменитые торуньские пряники - напоминают имбирные, медовые и мятные пряники из нашего детства.

-42

Нам довелось попасть на мероприятие - фестиваль Вислы, который проходит по всем воеводствам, где протекает великая река. Пели музыканты, отчаянные ребята переходили с берега на берег по натянутому канату (около 300 м), разные районы представляли блюда своей национальной кухни, пиво и сидр. Было весело и по-домашнему уютно.

-43
-44

Торунь - Гаски

Далее наш путь лежал в сторону Балтики - в местечко Гаски. Зная сложный характер моря, специально забронировал отель, где был приличных размеров бассейн с подогревом.

-45

Во всем остальном гостиница тоже не обманула ожиданий: большая территория, красивые виды из окон, 600 м до пляжа. Погода всю неделю была солнечная, хоть и ветреная. Водичка "бодрила", поэтому мы проводили много времени на пляже, покрытом превосходным светлым песком, а по утрам и вечерам плескались в бассейне.

-46

Вечера были ясные, поэтому ходили посмотреть на великолепное и безукоризненно поставленное шоу - закат над Балтикой, огромный диск солнца, медленно уходящий за горизонт.

-47
-48

По всему балтийскому берегу установлены маяки, многие довольно старинные и уже выполняют чисто декоративную функцию. Один из них, совсем неподалеку от нашего отеля, так и называется - "Гаски". К другому, расположенному в городке Колобжеге, мы съездили в один из дней после обеда.

-49

Колобжег - типичный курортный городок, состоящий преимущественно из отелей, выстроенных вдоль наводненного людьми пляжа. Эту толпу отдыхающих "с разной степенью прожарки" мы наблюдали с красивого мола, расположенного возле маяка. Порадовались в душе, что выбрали почти деревенское тихое место, где можно не лежать на пляже в несколько слоев.

-50

За неделю отдыха выполнили необходимую и желанную программу: слегка загорели, дышали морским бризом, ели превосходные гофры со взбитыми сливками и фруктами, любовались закатами и восходами.

С сожалением расстались с гостеприимным временным приютом и, не торопясь, выдвинулись в сторону дома. Ночевку на обратном пути я запланировал в Краснополье - мне понравился такой же небольшой отель на берегу озера. Расстояние 600 км было преодолено за 9 часов. Сразу за Гданьском я решил обойти все ремонты трассы и выставил путь по второстепенным, но очень живописным польским дорогам, узким, с вековыми деревьями по обочинам.

-51

По прибытии у нас были силы и настроение прогуляться к озеру и даже разжечь костер под звездами на берегу в специальном кострище. Холодный вечер напомнил, что мы уже гораздо севернее и что лето и наш отпуск близятся к концу.

-52

На следующий день, пройдя границу за рекордные 15 минут, мы после обеда были дома.

Впечатления

-53

На мой взгляд, с каждым годом Польша все быстрее опережает нас "в развитии". Частный туристический сервис набирает обороты: небольшие отели и заведения общепита растут как на дрожжах, уровень их сервиса все выше, поляки быстро и с удовольствием учатся, перенимая в соседних европейских странах все лучшее, а из восточных привлекая дешевую и качественную рабочую силу.

-54

Об этом можно судить и по разнообразию автомобильных "номеров", встреченных по дороге, в гостиницах и т.д. И это не только ближайшие соседи - немцы, литовцы и чехи, но и бельгийцы, голландцы, итальянцы, норвежцы, англичане.

Уровень цен тоже слегка приподнялся, однако, заплатив деньги, вы однозначно получаете полную и вполне качественную услугу.

-55

В польские Татры я однозначно еще приеду - недели было мало, мы не обошли огромное количество прекрасных объектов. Все Татры просто изрезаны пешеходными тропами, которые ведут в интересные места. Мы же из-за небольшого отрезка времени, недостаточной физической подготовки и погоды увидели только два. Долина пяти озер, Свинница и Гевонт ждут нас.

Отдых у моря в Польше однозначно хорош по соотношению цены и качества. На побережье также осталось еще много небольших городков, которые я надеюсь увидеть, и прекрасные песчаные пляжи, по которым я надеюсь пройти.                                    

Финансовые итоги (все суммы в евро)Зеленая карта50Бензин2102 ночевки в дороге436 ночей в Поронине1683 ночи в Торуни827 ночей в Гасках252Платные дороги5Питание, 18 дней на двух человек350Подъемник Каспровы Верх37Парковки6Итого1197

-56

Спасибо стране-соседке, отдых однозначно удался, несмотря на предшествовавшие сложности. Я получил море разных приятных впечатлений. Желаю всем так же удачно провести отпуск. Путешествуйте с удовольствием!

Сергей БЕГАНСКИЙ
Фото автора
ABW.BY 

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber