Вселенская Христианская Церковь, некогда единая, в 1054 году раскололась на Римско-Католическую (Западную) и Православную (Восточную). Святые этой единой Церкви, ныне полузабытые в Православии, в древности глубоко почитались на Руси и даже в самом Константинополе. Святого благоверного короля-мученика Олафа, покровителя Норвегии, теперь за давностью лет мало кто помнит в Православной церкви.
В сонм святых Олаф Харальдсон был причислен в 1031 году ещё до печально известного церковного раскола. Скончавшегося от ран и похороненного годом ранее короля было решено перезахоронить. Каково же было удивление присутствующих при этом христиан, когда они увидели, что тело Олафа осталось не подверженным гниению и выглядело так, словно погребение происходило всего несколькими днями ранее. Местный епископ возвёл его в ранг святых и, таким образом, король Олаф остался в истории Церкви как последний общий святой отделившихся друг от друга церквей – Восточной и Западной. В 1164 году Римский папа Александр III уже официально канонизировал святого Олафа в качестве вечного небесного покровителя Норвегии. В сонме святых Православной Церкви он почитаем как Святой Благоверный Олаф Норвежский.
Олаф родился в 955 году в знаменитой династии норвежских конунгов (конунг – вождь, король у скандинавов). Его прапрадедом был основатель этой династии Харальд Прекрасноволосый. Отец Олафа Харальд Гренландец был конунгом в Вестфольде и в год рождения отпрыска был убит в ходе войны со Швецией: шведская королева Сигрид Гордая после пленения казнила его, отправив на костёр.
Олаф рос коренастым крепышом и отличался от своих сверстников недюжинной силой. Вместе с этим, он обладал «аристократической» внешностью, умел красиво и смело говорить. В стрельбе из лука и владении копьём знатному подростку, не было равных. Кроме военного дела, он хорошо знал несколько ремёсел и даже обучал других желающих постичь тонкости того или иного ремесла.
С 12 до 20 лет Олаф участвовал в походах викингов, служил королю Англии Этельреду II Неразумному и герцогу Нормандии Ричарду II Доброму, заслужив славу отважного воина и талантливого военачальника.
В 1013 году в Руане он принял обряд крещения.
Однажды Олафу приснился сон, в котором некий видный и статный человек, внушающий одновременно уважение и ужас, призвал его отказаться от войн в дальних странах и вернуться в Норвегию, что бы стать навеки её конунгом. Этим явившемся во сне человеком был никто иной, как сам король Олаф I Трюггвасон, умерший в 1000 году и который начал активно проводить христианизацию Норвегии. Олаф воспринял своё сновидение как знамение и в 1015 году вернулся в Норвегию, чтобы продолжить дело предшественника. По прошествии долгих 9 лет его миссионерской деятельности язычество в Норвегии ушло в небытие, а христианство стало основной религией.
Неверно было бы предполагать, что все нововведения в стране проходили под знаменем христианской добродетели. Напротив, в полном соответствии с духом времени конунг Олаф без жалости казнил и калечил разбойников, грабителей и прочих нарушителей христианского добропорядка, установленного им в стране. Часто виновными в этих злодеяниях становились сыновья знатных людей, которые по вековой традиции грабили купцов на торговых (в том числе и морских) путях. Просьбы о заступничестве и предложения больших выкупов от богатых родителей этих разбойников оставались без ответа.
По всей Норвегии конунгом Олафом было воздвигнуто большое количество церквей и написан свод законов, затрагивающих отношения Церкви и светской власти. Христианские заповеди и законы доводились на народных собраниях (тингах), которые проводились по всей стране и в которых конунг принимал участие лично.
До наших дней дошёл любопытный эпизод, характеризующий Олафа как человека, способного отстаивать свои интересы до конца и не опускать руки в, казалось бы, безвыходной ситуации. Однажды в споре о пограничной территории с королём Швеции Шётконунгом оба правителя устроили жеребьёвку при помощи игральных костей: тот, кто выкинет большее количество очков, признаётся выигравшим в споре. Король Швеции бросал первым и выкинул две шестёрки – наибольшее возможное количество очков. Сторонники конунга приуныли… Олаф же что есть силы ударил игральными костями о каменные плиты зала. Выпала шестёрка и… семёрка! Дело в том, что от сильного удара одна игральная кость раскололась пополам и её обломки упали знаками вверх. А как известно, сумма чисел на противоположных гранях игральной кости всегда равна семёрке…
Впрочем, некоторыми современниками этот факт трактуется как легенда.
В 1028 году после поражения в войне с Данией Олаф бежал на Русь, где Благоверный Великий князь Ярослав Мудрый взял конунга под свою защиту и даже предлагал ему стать конунгом Вульгарии (Волжской Булгарии), что бы принять непосредственное участие в христианизации её некрещеного народа.
Но родная Норвегия манила и звала обратно и зимой 1030 года, собрав под своё начало 1300 воинов-христиан, он вернулся в страну, чтобы дать решающий бой королю Англии и Дании Кнуду Великому.
Силы были неравными: против дружины Олафа в 1300 человек Кнуд Великий выставил армию в 14400 воинов. 30 июля 1030 года состоялась битва, в ходе которой конунг получил ранения секирой в ногу, копьём в живот и мечом в шею, которые не дали ему ни малейшего шанса остаться в живых.
Из песчаного холма, в котором похоронили конунга Олафа, однажды забил родник с чистейшей водой, которая исцеляла от болезней и напастей страждущих. После перезахоронения конунга на этом месте была сначала построена часовня, а потом и церковь. Настоящее захоронение Олафа неизвестно, однако совсем недавно норвежские археологи обнародовали сведения, что его захоронение всё же найдено.
Заслуга Св. Олафа Норвежского заключается в том, что он завершил окончательный переход Норвегии из язычества в христианство. В 1035 году в Норвегии была восстановлена династия норвежских конунгов и датчане были изгнаны из страны. Определённую роль в этом сыграл российский князь Ярослав Мудрый.
Но это уже другая история…