Англия, начало XVIII века. Страной правит королева Анна Стюарт (Оливия Колман). Анну не слишком увлекают государственные дела, у нее проблемы со здоровьем, между тем, сейчас требуется решать массу важных вопросов, потому что Англия ведет войну с Францией за испанское наследие. Вместо Анны государственными делами занимается ее близкая подруга Сара Черчиль, герцогиня Мальборо (Рэйчел Вайс), супруга главнокомандующего герцога Мальборо (Марк Гейтисс). Сара имеет большое влияние на Анну - они дружат с детства.
В какой-то момент Сара берет себе в служанки свою дальнюю родственницу - некую Эбигейл Хилл (Эмма Стоун), девушку из разорившегося рода,вынужденную работать простой служанкой. Эбигейл внимательно следит за взаимоотношениями Сары и Анны в какой-то момент выясняет, что они также имеют и сексуальную связь.
Сара, будучи занята государственными делами и не имея возможности проводить все дни рядом с королевой, отправляет Эбигейл помогать Анне. Та ловко воспользовалась ситуацией, втерлась к Анне в доверие, пробралась к ней в постель и стала интриговать против Сары.
***
Совместный проект американцев, англичан и ирландцев, костюмная драма (кое-где она именуется комедией) об определенном периоде в жизни английской королевы Марии Стюарт и ее фавориток - Сары Черчиль и Эбигейл Хилл, аж десять номинаций на "Оскар", победа в номинации "Лучшая женская роль" Оливии Колман, всего 145 наград и 269 номинаций - да как бы меня не разорвало от подобного великолепия, думал я. Я не большой любитель костюмных драм, да и, если честно, когда американцы берутся за костюмные драмы из жизни старой доброй Англии, то у них редко получается что-то приличное, чаще выходит какой-нибудь костюмированный дурдом, вроде этой киношки "Еще одна из рода Болейн".
Впрочем, ставил это все очень самобытный режиссер Йоргос Лантимос, но он находился под жестким контролем продюсеров, нацеленных на "Оскара", так что особо вольничать ему не дали, да и снимал он картину не по своему сценарию, а по сценарию некоей Деборы Дэвис (она эту волнующую историю написала лет двадцать назад, а с чего ее раскопали только сейчас - доподлинно неизвестно) и сериального сценариста Тони МакНамары.
Честно говоря, осилил я это кино только со второго раза. И только из чувства долга. Потому что когда я начал это смотреть, то сначала просто не мог понять, что происходит и за что со мной так поступают, а главное - за что так поступили с Анной Стюарт, которая, скажем прямо, никак не была выдающейся королевой, но вот что она в фильме XXI веке вдруг оказалась лесбиянкой, которая трахалась с тетей Сарой, а та об нее практически публично вытирала ноги - это мне, если честно, пережить было немного сложно.
Заметьте, ничего не имею против лесбиянок, совсем наоборот, но подобные вольности с исторической фигурой, о которой ничего подобного не было известно, а Сара Черчиль была ее близкой подругой задолго до смерти мужа Анны Георга Датского - это, если честно, смотрелось странновато, но зато было понятно, что под "Оскар" сразу можно было сверлить углубление на шифоньере - академики такое любит.
Хорошо бы еще, чтобы Сара стала еврейкой, еще лучше - одноногой, но честно признаюсь - в картине об этом не говорилось, а если у Сары и была одна нога, то она это искусно скрывала под протезом.
Нет, я совершенно готов к тому, что английских двор тех времен будет показан в виде конкретного балагана, Анна будет трахаться то с Сарой, то с Эбигейл, а то и вовсе с каким-нибудь кроликом Раббитом, но здесь все преподносится совершенно на серьезных щах и с невероятно пафосным видом как "историческая драма" - и в таком виде смотрится более чем странно, равно как и фраза Анны "Трахни меня" по отношению к Саре. Сколько я читал об этом времени, там все-таки были несколько другие манеры, хотя я полностью согласен с тем, что и английская аристократия могла нажираться, блевать, заниматься мастурбацией и членоразделировать, как и все нормальные люди. Режиссер нам это все любезно показал, так что большое ему спасибо за исторический экскурс.
Вся сложнейшая политика тех времен сведена к тому, введет ли Анна новый земельный налог, чтобы собрать дивизию в помощь герцогу Мальборо или нет. В остальном режиссеру разбираться неинтересно, поэтому все сведено к тому, как Эбигейл постепенно втирается в доверие к Анне и в конце концов сокрушает Сару. При этом педалируется мысль о том, что Сара типа как любила Анну бескорыстно, а Эбигейл - подлая гадюка, которая хочет власти и богатства.
Снято это все очень пышно и в страшно раздражающей манере: у оператора Робби Райана враги подпили штативы всех камер и он постоянно снимает с нижних точек (подобную манеру использовал оператор Максим Осадчий в поразительно идиотском фильме "Дуэлянт"), а кроме того, Райан не любит напрягаться, ставя кадр в закрытых помещениях, поэтому снимает на сверхширокоугольные объективы миллиметров в 10 фокусного расстояния, так что картинка кошмарно искажается и смотрится это, если честно, совершенно отвратно. Тем более что он на сверхширик снимает даже сцены на открытом воздухе, где это совсем дико смотрится - ну не может он с ним расстаться, у них любовь, как у Анны с Сарой.
Также заметная часть картины посвящена торжественным проходам по длинным коридорам туда-сюда, туда сюда, причем при этом всегда используется один и тот же операторский прием, который, если честно, под конец утомил уже донельзя.
Первые сорок пять минут фильма я был в сильнейшем недоумении от персонажа Анны, сыгранной Оливией Колман. Я эту актрису знаю по очень незначительным ролям, вроде постоянно беременной идиотки из сериала "Зеленое крыло", и здесь в начале Анна смотрелась примерно такой же идиоткой, только небеременной (впрочем, до этого Анна родила семнадцать детей, которые все умерли). На сцене, когда Анна устраивает очередную истерику, падает на пол, обнимает ноги жестокосердной Сары и говорит что-то "Ты такая вкусненькая, что так бы и слопала тебя целиком", я запустил Бубликом в экран телевизора и сказал, что хватит с меня всего этого дерьма. При этом я, конечно, был абсолютно в шоке от того, что за эту роль вручили "Оскара".
Впрочем, когда я отклеил Бублика от экрана телевизора и заставил себя посмотреть этот дурдом до конца (как известно, я не являюсь профессиональным критиком, поэтому считаю для себя абсолютно невозможным писать рецензию, не посмотрев фильм целиком), то там, признаюсь, роль Анны все-таки обрела какие-то трагические нотки и она смотрелась уже все-таки как несчастная страдающая женщина, а не как истеричная идиотка. Тем не менее ничего такого выдающегося я в этой роли не вижу, но мне и фильм, как вы уже, наверняка, поняли, резко не понравился.
У Рэйчел Вайс Сара Черчиль (в реальности - прапрапрабабушка сэра Уинстона Черчилля) получилась достаточно интересной, но чересчур жесткой и прямолинейной, а ее отношения с Анной, когда Сара могла железной рукой взять Анну за горло и придавить к столбу балдахина - смотрелись несколько вызывающе.
У Эммы Стоун получилась довольно живенькая гадючка, которая аккуратно и планомерно строила свою карьеру при дворе. И мы с Бубликом все ждали - раздавит она ногой кролика или не раздавит, но режиссер решил не рисковать - за такое ведь могут и "Оскара" не дать.
Мужчины в этом фильме не играют никакой заметной роли: они выставлены напомаженными и напудренными придурками. Единственное развлечение, которое они себе позволяют - это швыряться апельсинами в совершенно голого клоуна. Ну, вы понимаете, английская аристократия, дело такое. Но до мужчин ли, когда тут разыгрываются такие лесбийские страсти!
В общем, я смертельно разочарован. Рассчитывал на костюмную драму, а получил полнейший балаган в стиле "Дуэлянта", снятого неимоверно пафосно с совершенно зубодробительных точек страшно раздражающими широкоугольными объективами. Вот такие дела. Извините, если кого вдруг не обидел.
P.S. Пойду в свое время нашумевший советский "Стакан воды" пересмотрю, поставленный по пьесе Эжена Скриба. Там те же персонажи, но любовный треугольник совершенно другой: и королева, и герцогиня Мальборо - влюблены в Сэмюэля Мэшема (в фильме - Артур Маршам), с которым обвенчалась Эбегейл. Странные тетки - влюбляются в мужчину. Что они себе вообще позволяют, правильно?!!
© 1998–2019 Alex Exler exler.ru