Спойлеры: незначительные | Рейтинг: классика | 18+
В российский прокат выходит концептуальный триллер “Мы”, в котором обычная американская семья сталкивается с доппельгангерами, секрет появления которых связан с травмирующим прошлым главной героини. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что Джордан Пил, прославившийся социальным хоррором “Прочь”, наравне со Спилбергом и Кубриком открывает в застоявшемся жанре новую глубину, наполняя его зашифрованными смыслами и остросоциальным подтекстом.
Жанр ужасов со всеми его производными никогда не хватал с неба звёзд, но исправно приводил зрителей в кинотеатры. За редким исключением в виде “Челюстей”, “Сияния” или “Оно” ничего особенного интересного с жанром не происходило уже очень давно. Пока в 2017 году Джордан Пил не рассказал о страхах темнокожего населения США в социальном триллере “Прочь”. Фильм стал не только хитом проката, но и принёс режиссёру Оскар за “лучший сценарий”. Теперь режиссёр продолжает эксперименты с низким жанром, добавляя в него концептуальность уровня фильмов Стэнли Кубрика и остросоциальные мотивы, которые может и не считываются с первого взгляда, но уж точно заставляют с большим интересом наблюдать за фильмом в привычной форме хоррора.
Фильм начинается с рекламы реально проходившей в США в 1986 году масштабной благотворительной акции “Hands Across America”, которая ставила себе целью собрать деньги на бедняков и голодающих граждан. Молодая героиня Аделаида смотрит по телевизору их мотивирующий пожертвовать 10$ и взяться за руки ролик.
По меркам 2019 года видео смотрится смехотворно и чересчур наивно, но Пил нарочно напоминает нам на что способны были люди ещё три десятка лет назад. Эта же идея объединения перед лицом всеобщих проблем идеально укладывается в голове маленькой девочки, чтобы в третьем акте напомнить о себе и объяснить один из главных твистов фильма.
“Мы” снят и написан, как произведение классической литературы, в котором нет места случайным событиям. Будь то раскаты грома перед входом в зеркальный лабиринт в начале фильма или время 11:11 (в России 23:11 - прим. автора) на настольных часах в середине. Будьте уверены, если вы видите в открывающей сцене кроликов, значит они ещё там появятся и их роль станет гораздо яснее. Режиссёр ловко использует тревожные знамения и библейские отсылки, чтобы подготовить почву для массовой трагедии в финале. Все эти большие и маленькие детали ловит бесподобная камера оператора Майка Гиулакиса, который заставляет вас чувствовать себя некомфортно, даже когда вы смотрите на стену с кроликами в клетках.
При всём небольшом масштабе, на который намекает история американской семьи обывателей, отправившейся в рядовой отпуск на побережье и внезапно встретившей там своих двойников, авторы говорят со зрителем о вещах гораздо более масштабных. Например, после появления двойников оказывается, что они есть не только у семьи главной героини. Они есть у всего населения США. И расправляются со своими оригиналами. При этом Ред, двойник Аделаиды (прекрасная в обоих ипостасях Лупита Нионго), на вопрос о том, кто они такие, утверждает, что они - американцы. Пил очень ловко использует популярные теории заговора о клонах, созданных правительством и известные городские легенды о людях, живущих под землёй, чтобы показать нам, что авторы всех этих безумных идей - мы. И самый большие враги самим себе получаемся тоже мы. Собственно, на это намекает название фильма. Кроме того, в оригинале оно звучит как “Us” и дословно расшифровывается, как “United States”.
Авторы не скрывают, что происходящее в фильме напрямую относится к тому, что сейчас происходит в США. Прошлый фильм Джордана Пила “Прочь” тоже был про актуальное: про страх темнокожего населения Америки перед белым обществом. В “Мы” режиссёр идёт дальше и говорит со зрителем о причинах, главная из которых тоже мы. Двойники, как две капли воды похожи на оригиналы и повторяют их действия. Правительственный эксперимент по созданию клонов удался, но в копиях не оказалось души, что однако не может им помешать занять при желании занять место одного из нас. Как это произошло с семьёй подруги Аделаиды Китти Тайлер (Элизабет Мосс из “Рассказа служанки”).
Не случайно картина начинается с въедливой рекламы благотворительной акции, которую современные американцы считают глупой. Тогда Америка могла позволить себе быть наивной и полагать, что люди, держащиеся вместе за руки через всю страну принесут мир и помогут победить голод и бедность. Но те времена давно прошли и теперь страна, не без влияния современных политических событий и разного рода скандалов, оказалась разделена. Разделена нами людьми, как и доппельгангеры, разделяющие Америку на две части.
Режиссёр конечно тоже это понимает, поэтому и оставляет зрителю множество зашифрованных посланий и загадок, вроде тайны личности Аделиады/Ред или её сына, а также секрет появления двойников на поверхности. Но главный вопрос не в том, почему они появились сейчас, а что им действительно нужно. И как несложно догадаться, это вопрос, который мы задаём сами себе, но ответ неразборчив, как и мычание двойников.