Дуранте дельи Алигьери (Dante Alighieri, 1265 - 1321 гг.) - поэт, ученый и философ, создатель итальянского литературного языка, последний романтик на земле и автор знаменитой “Божественной комедии”.
Данте известен во всем мире не только творчеством, но и своей любовью к девушке по имени Беатриче. Они впервые встретились, когда Данте было девять. Тогда они не сказали друг другу ни слова, но он уже окончательно и бесповоротно влюбился в нее.
Встретиться вновь они смогли лишь спустя девять лет, к этому времени девушка вышла замуж за Симона де Барди. Так, со своей возлюбленной Алигьери виделся всего два раза в жизни. Они никогда не были вместе, Беатриче умерла в возрасте 24 лет. Но ни ее брак, ни последующие дети не могли помешать поэту любить ее всю жизнь, даже после ее смерти. Данте и Беатриче стали символом любви, таким же как Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда.
В конечном итоге Данте, как и многие в то время, вступил в брак с Джеммой Донати по политическому расчету в 1301 году. Он был с ней практически до самой смерти.
На протяжении жизни поэт посвящает все свои стихи Беатриче. Чувства к девушке наполняли смыслом всю его жизнь и всю его поэзию. Ее самый яркий образ можно увидеть в “Божественной комедии” (написанной в период ≈ с 1308 по 1321 гг.) - это действительно его главное произведение, в котором отражается вся эпоха Возрождения в Италии. Его жена Джемма в ней не упоминается ни разу.
Сюжет достаточно прост, но прочитать и понять его каждый может по-разному. Сейчас “Божественная комедия” считается одной из самых необычных в мире книг. Данте работал над величайшей поэмой почти 15 лет и успел завершить ее лишь незадолго до своей смерти. Он назвал свое произведение просто “Комедия” (La Commedia), слово “Божественная” было добавлено через 200 лет издателями (La Divina Commedia).
В книге за образец Данте берет все материальное и духовное, что нас окружает. Повествование ведется хоть и в буквальном смысле, там далеко не один уровень восприятия.
По замыслу автора, в основе всей поэмы лежит число три. Все цифры в «Комедии» также кратны трем. В каждой из трех кантик поэмы (Ад, Чистилище и Рай) по 33 песни. Главный герой - человек совершающий путешествие через три царства загробного мира, его сопровождали трое проводников.
Там он встречает разнообразные состояния душ после смерти. Само путешествие Данте представляет как реальное, пройденное им. Символика пронизывает весь текст, там нет случайностей.
Еще несколько особенностей “Божественной Комедии”:
- каждая из частей кончается одним и тем же словом: звезды;
- строфа, которой написана «Божественная Комедия», – знаменитая терцина, также состоит из трех строк;
- в лесу, с которого начинается поэма, на Данте нападает три символических зверя, у Люцифера – Сатаны – три пасти.
Приблизительное время написания и распространения кантик:
- «Ад» - около 1306—1309, вышел в свет в 1315 г.;
- «Чистилище» - около 1308—1312, вышло в свет в 1315 году;
- «Рай» - около 1315—1321, вышел в свет уже после смерти Данте.
Знаменитые круги Ада также делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь. Этические принципы Ада в представлении автора - симбиоз религиозных учений, которые были распространены в то время, и языческой этики. Каждый круг посвящен определенному греху, в каждом свое наказание.
Вместе со своим проводником Вергилием, Данте проходит Ад и центр земли. В конце они выходят у подножия горы Чистилища, на пороге Рая. Появление Беатриче является кульминацией путешествия, и с этого момента она становится проводником Данте. Они поднимаются сквозь девять концентрических небесных сфер, где обитают души праведных. Все три проводника в Комедии играют определенную роль. Считалось, что на пути к Богу, разум проходит через три стадии: Свет Естественного разума, Свет Милости и Свет Славы.
На сегодняшний день по кругам Ада существует масса красочных путеводителей, по которым можно ориентироваться.
Перед входом в загробный мир толпятся жалкие души, которые при жизни не сотворили ничего плохого или хорошего. Данте называет их ангелами, которые не могли быть ни с Богом, ни с Дьяволом.
Первый круг - Лимб. В Лимбе обитают души античных философов и поэтов. Те, кто не совершал ничего плохого в своей жизни, но были некрещеными. Их наказание - скорбь без боли.
Второй круг - Похоть. В нем заключены все, кого на грех толкнула любовь и за это они на веки вечные вынуждены терпеть мглу и сильный ветер, который швыряет души о скалы.
Третий круг - Чревоугодие. Тут обитают обжоры, гурманы и другие любители поесть. Их наказание - непрекращающийся дождь и град, а охраняет их огромный пес Цербер с тремя головами, змеиным хвостом, а из его рта течет яд. Кто ел без остановки - будет съеден сам.
Четвертый круг - Жадность и Расточительство. Те, кто не умел совмещать разумные траты были вынуждены каждый день таскать огромные валуны на гору, затем они сталкиваются на вершине и начинают все сначала.
Пятый круг - Гнев. Здесь живут гневные, ленивые души и все те, кто при жизни скучал по пустякам. Их наказание - вечно сражаться на огромном, грязном болоте. Дно болота состоит из тел самых главных лентяев, которым скучно даже в Аду.
Шестой круг - стены города Дита. Тут находятся еретики и те, кто проповедовали чужих Богов. Они сидят в огненных могилах и постоянно горят. Это место сторожат три злобные сестры - Тисифона, Алекто и Мегера, место волос у них на головах змеи.
Седьмой круг - город Дит. Этот круг разделен на три пояса и сидят здесь души, которые запятнали себя насилием. Их охраняет Минотавр. В первом поясе - насильники и тираны, за это они сидят в кипящей крови. Во втором поясе - самоубийцы, превращенные в деревья. В третьем поясе - богохульники и садомиты, наказание для них - вечно бродить по огненной пустыне под непрекращающимся дождем из огня.
Восьмой круг разделен на несколько секций. Здесь наказываются обманщики всех мастей.
Обольстителей и сводников избивают бесы. Льстецы навеки погрязли в человеческих испражнениях. Торговавшие церковными должностями подвешены вниз головой, а по их ступням течет огонь. Гадалки и прорицитаели поражены немотой, а их головы повернуты назад. Взяточники кипят в смоле. Лицемеры закованы в мантии из свинца. Воры совокупляются со всякими гадами - змеями, пауками. Души лукавых советчиков горят в вечном огне. Тех, кто были зачинщиками раздоров, потрошат. Лжесвидетели, фальсификаторы мучаются от болезней.
Девятый круг - последний и самый страшный. Предательство.
Это огромное ледяное озеро Кацит с пятью поясами. Все грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом. Их охраняют три гиганта и не позволяют никому сбежать - Анрей, Бриарей и Эфиальт. Девятый круг собирает всех изменников, сюда попадают предавшие родных и близких.
Таким является Ад по Данте. И его видение загробной жизни, которое он создавал из кусочков реального мира. В поэме находят отражение множество живых человеческих образов, ярких психологических ситуаций, в которых искусство наших дней продолжает черпать идеи
О судьбе величайшего поэта мало известно. На протяжении лет его след теряется. Но совершенно точно известно о его творчестве и о том какое значительное влияние он оказал на историю мировой литературы и искусства.
Данте - мыслитель и поэт, постоянно искавший принципиального основания всему, что происходило вокруг него и в нем самом. Именно его вдумчивость, страстность души и безграничное воображение определили качества его поэзии.
Международная выставка In Dante Veritas, которая проходила в конце 2018 года в Москве - была современной интерпретацией первой части “Божественной комедии”. Автор Василий Клюкин, скульптор, архитектор и писатель, взялся рассказать о кругах Ада на языке скульптуры.
Всего было представлено 27 экспонатов: 22 инсталляции, отражающие человеческие пороки, 4 всадника Апокалипсиса и посмертная маска Данте. Художник использовал уникальную авторскую технику при создании персонажей, не задействуя каких-либо механизмов крепления для стальных пластин. Получается необычный эффект инсталляции, которая становится похожа на раскрытую книгу. На изготовление всех экспонатов выставки ушло 409 листов металла общим весом 15 тонн.
Выставку посетили около 200 000 человек за три месяца. Это только подтверждает, что спустя годы интерес к произведению Данте не только не угасает, но и выходит на новый уровень осмысления современными художниками. “Божественной комедии” посвящают свои произведения многие живописцы и графики, такие как Эжен Делакруа, Ульям Блейк, Ари Шеффер и многие другие. Авторы, вдохновляясь поэмой, находят новые и выразительные художественные решения трактовки персонажей и конкретных сцен.
С момента написания произведения прошло 700 лет. Исторические эпохи сменялись и каждая непременно формировала свою картину устройства мира. Искусство нового времени характеризуется большем стремлением к изучению личности и характера человека. Развитие науки и философии заставляет нас переосмыслить многие взгляды человека на вопросы морали и этики.
На протяжении лет вера в Бога часто сменялась переосмыслениями, а иногда и отрицанием Божественных законов, а Рай и Ад превращались в поэтические метафоры. Однако художники вновь и вновь обращались и будут возвращаться к новому прочтению Данте. И будут продолжать искать в его произведении ответы на главные вопросы.
Как устроен мир?
Что такое грех и какова цена его искупления?