История Золушки в стиле самба.
Бразильский карнавал – самое яркое, красочное и запоминающееся танцевальное шоу года. Но не у каждого из нас есть возможность поехать в Бразилию, а уже тем более – принять в нем участие. Сегодня танцовщица и преподаватель бразильской самбы в Москве Александра Ломакина рассказала нам, как попасть на бразильский карнавал в качестве участницы.
«Есть две девушки: Sashya Jay и Nubia Quele. Одна живет в Австралии, вторая – в США, обе танцуют и преподают самбу. Культура самбы в международном масштабе до сих пор довольно малоизвестна: если не владеешь португальским, то практически невозможно к ней приблизиться. Поэтому девушки создали проект, который делал бы информацию о культуре, музыке и технике более доступной. Называется он Sambainternacional.
Начало
Девушки наладили контакт с хореографом бразильской школы Imperio Serrano Габриэлем Кастро и предложили создать конкурс. Школа открывает пять мест для «иностранных пассишта», а проект sambainternacional берет на себя организацию – рекламу, прием и обработку заявок. Кастинг проходил по видео: участницы записывали фристайл под заданную музыку, использовав несколько обязательных элементов, и добавляли короткое видео-интервью, что-то вроде «зачем мне это надо». По видео участниц выбирал сам Gabriel Castro, директор и хореограф пассиштас (Passista – португальское слово, обозначает молодых девушек и юношей, танцовщиков самбы на параде, – прим. WLD).
Я подписана в инстаграме на sambainternacional и его создательниц Нубию и Сашу. У кого-то из них я и увидела объявление о конкурсе и отправила видео. Среди победительниц – я, девушка из США, девушка с Гавайев и две австралийки.
Про парад
Во время парада соревнуются школы самбы из разных районов города. Жители каждого из них очень любят свою школу и болеют за нее, как за любимую футбольную команду. В Москве это была бы борьба между Ясенево, Сокольниками, Хамовниками и Крылатским. Каждая школа выбирает и раскрывает одну общую тему. Шествие по самбодрому подчиняется жестким правилам и таймингу. Участники идут «блоками», это некие «батальоны», объединенные костюмами и хореографией. Такие блоки называются словом «ala» – крыло. Каждая школа должна представить минимальный набор алас. Сверх этого списка школа может включить дополнительные, за их количество и качество и добавляются очки.
- Например, Ala de Velha Guarda (крыло Старая Гвардия), старейшие участники парада – пожилые люди, которые в молодости исполняли другие роли, но с возрастом уже не могут дефилировать в тяжелых костюмах. Некоторые участники едут в инвалидных колясках, не оставляя свою школу. Старая Гвардия представляет историю школы, демонстрирует преемственность поколений.
- Ala das Baianas (крыло баянок). Baiana – жительница штата Баия. В этом крыле участвуют в основном женщины старшего возраста, одетые в костюмы баянок с огромной юбкой а-ля «баба-на-чайнике». Их задача – синхронно кружиться, вращая юбки. Сверху с трибун смотрится очень эффектно.
- Ala das Passistas – куда прошла отбор я. Крыло passistas. От глагола passar – буквально «идти пешком, проходить мимо». В отличие от участников, которые едут на платформах и аллегорических конструкциях, здесь идут по земле. Участники – лучшие молодые танцовщики/танцовщицы, выросшие в школе. Быть пассиштас в мире самбы престижно, чтобы попасть сюда, нужно пройти ежегодный кастинг. Далее можно продвинуться по карьерной лестнице и стать Музой Школы, а потом, если повезет, и Королевой Школы. Пассиштаc одеты в легкие, удобные костюмы (по бразильским меркам, это, например, 5кг вместо десяти). Их задача – показывать не костюм, а самбу, сохранять престиж школы в области танца.
Репетиции
Для парада Школа ежегодно выбирает музыку. Для этого проводится конкурс: разные композиторы пишут музыку и текст, а затем из многих выбирают одну. Именно ее будут исполнять на самбодроме.
Основная задача пассиштас – импровизация, согласованная с текстом песни. Движения и жесты должны подчеркивать слова текста. В целом, это импровизация, но чтобы тебе позволили импровизировать во время самого главного события года, в тебе должны быть уверены как в танцоре. Меня и остальных девушек обязали приехать за три недели до карнавала, чтобы участвовать в финальных репетициях и успеть на подгонку костюмов.
Репетиции должны проходить раза три в неделю. Они проходят внутри Школы и на улице перед зданием, а самые гламурные – на самбодроме, туда даже готовят отдельные костюмы, ведь действие снимает пресса.
Костюмы готовит Школа. В каждой есть внутренний штаб костюмеров и декораторов. Главный костюмер Школы называется Carnavalesco, у него в подчинении находятся те, кто строят огромные платформы с аллегорическими фигурами (это техника, пневматика, столярные и сварочные работы и куча всего прочего), и те, кто делают костюмы для людей (пошив, сварка проволочных конструкция, установка перьев, работа со стразами). Команда карнавалеску – это большой цех работников, все костюмы участников делают они.
Про меня
Ничего в моем детстве не предвещало того, что я стану танцевать. Мама делала нормальные родительские попытки отправить меня на хореографию и бальные танцы, но получила жесткое сопротивление. Неожиданно для себя и семьи я решила пойти на танцы, когда мне было 15. Сначала подружка-одноклассница затащила на хастл, но туда было далеко и неудобно ездить. Я сделала самый главный выбор в своей жизни: открыла журнал «Афиша» (тогда не было интернета и яндекса) и выбрала ближайшую к дому школу танцев. Там были слова «САЛЬСА» и «МЕРЕНГЕ», но я не знала, что это такое, мне было все равно. На занятии я услышала музыку и поняла – моё. С тех пор я в сальсе. Тогда мне было 16 лет, сейчас 35. В следующем году буду праздновать 20 лет стажа.
Пару лет я просто ходила на занятия и вечеринки ради тусы. Параллельно пробовала беллиданс и боевые искусства. Однажды на вечеринке ко мне подошла Наташа Сиренко и пригласила попробовать танцевать в ее коллективе.
Карнавалера
Так назывался коллектив. Наташа Сиренко, Лена Гуща, Вера Гуща и Лена Бикузина объединились и создали первое в Москве бразильское шоу. Не просто стилизацию в перьевых костюмах, а действительно фольклорный коллектив. Зритель всегда ожидает видеть перья и голые тела, но девчонкам было интересно танцевать «по-настоящему», и они включали в шоу номера разной стилистики. Там была и карнавальная самба, и самба джи рода (samba de roda – самба в кругу, наиболее древний вариант самбы, в широких юбках, босиком, с широким шагом) и самба-аше (специфический жанр самбы, свойственный штату Баия), и немного афро.
Меня пригласили потому, что у меня была «хорошо подвешена попа» и подходящая внешность. А вот танцевать пришлось научиться. Запомнить все номера, не владея хореографической базой, было ужасно трудно. Самый тяжкий период моей танцевальной деятельности. Куча стресса в связи с осознанием своего уровня ниже плинтуса. Но как-то прорвались.
Впервые самбу я увидела на дискотеке, еще до Карнавалеры. Тогда все тусовались вместе, на вечеринках были и кубинцы, и бразильцы, и колумбийцы, и венесуэльцы. Диджей ставил сальсу – мы танцевали сальсу, диджей ставил самбу – и на танцпол выходили бразильцы. Мы смотрели, подбирали шаги, пытались подтанцовывать, чтобы не стоять. Потом, на репетициях, самба стала необходимостью. И первые, кто пытался ее со мной отрабатывать, были девчонки из шоу. Потихоньку я втянулась в работу.
В таком зачаточном состоянии я поехала на свой первый карнавал. В оправдание скажу, что в течение многих лет после этого я прилагала усилия, чтобы наверстать недостающее. Занималась джазом и балетом, чтобы построить тело и выровнять линии. С 16 лет начала заниматься в тренажерке и с тех пор у меня не было ни одного длительно перерыва. Пару лет назад прошла обучение в Fitness Professionals Association и получила сертификат фитнес-тренера. Тренировки с железом – святое. Для меня это отдых и перезагрузка мозга. Да и бразильскую попу для самбы надо было сделать. Сделала.
Карнавалера было единственным бразильским шоу в Москве и не имело конкурентов в течение нескольких лет своего существования. Заработки были хорошие. Отработав декабрь и Новый Год, мы на несколько месяцев могли уехать в Бразилию.
А теперь сюрприз: карнавал в Бразилии проходит не только в Рио-де-Жанейро. Карнавал в городе Сан-Пауло мало чем отличается от карнавала в Рио. Самбодромы – как стадионы, у них есть свои названия. В Рио он носит имя Sambódromo da Marquês de Sapucaí, коротко его называют просто Сапукай. А самбодром в Сан-Пауло – Sambódromo do Anhembi. Аньемби. По моему мнению, в последние годы Сан-Пауло переплюнул Рио. Ведь Сан-Пауло – самый большой и самый богатый город, у местных школ больше денег, они делают более интересное и красочное дефиле. Если малознакомый с Бразилией человек будет смотреть видео парада по тв, он не поймет, в каком городе этот карнавал.
Про карнавал
Итак, имея дружеские связи в Школе самбы Vai Vai, девчонки участвовали в параде уже в третий раз, а я в первый. Это был 2006-й год. Я тогда не говорила по-португальски, не понимала, что происходит вокруг. На кране нас подняли на высокую платформу. Мы простояли на ней больше часа, дожидаясь очереди выдвигаться на авениду (Avenida – дословно просто улица, так называют проход между трибунами, по которому двигается шествие, прим.WLD). Когда мы, наконец, поехали – это был полный «отрыв башки». Платформа под ногами ходит ходуном, трибуны ревут, приветствуя нас, музыка пронизывает. Страшно и прекрасно. Пролетело как одно мгновение. Когда мы доехали до конца авениды и въехали в консентрасао. Снимали нас оттуда при помощи крана. Уже было утро.
Concentraçao – от слова «концентрировать». Этим словом называют две большие заасфальтированные технические площади. Одна находится перед выездом на авениду, вторая – в конце. На этих площадях происходит формирование, «концентрирование» блоков-крыльев перед выходом на авениду и постройка людей в нужном порядке. Собираются последние детали декораций, стоят краны, грузчики и необходимая техника. На второй консентрасао краны снимают людей и происходит оперативная разборка платформ.
Карнавал – это одна ночь, но та первая поездка длилась несколько месяцев, пока мы не спустили все деньги. Там никто не говорит по-английски и я, хочешь – не хочешь, заговорила на португальском. Я впервые работала с «живым бразильским хореографом», увидела огромное разнообразие танцев. В Бразилии своя танцевальная культура, одних только разновидностей самбы существует штук 20...
Это был рассказ про самое начало моей «карьеры». Теперь сделаю монтаж. Сегодня я – преподаватель танцев. Я делаю это каждый день. Преподаю реггетон, самбу, растяжку, женский стиль в сальсе, кубинский и on2. Сальса навсегда останется моей первой любовью, именно благодаря ей меня втянуло в танцы.