Найти тему
4 Kids

Не бойся, я Дубровский. Ключевой признак российской цивилизации в школьной программе

Делали со старшей дочерью уроки. Литературу и историю для шестого класса. Обсуждали «Дубровского», проходили убийство князей Бориса и Глеба.

В обоих сюжетах есть сходство, прослеживается оно и во многих других творениях, важных для нашей культуры.

Финал всегда удивляет неподготовленного читателя.

Князь Борис командует самой сильной дружиной своего времени. Его брат Святополк убивает претендентов на киевский престол. Борис может остановить Святополка силой оружия, но вместо этого дает себя убить наемникам, подосланным братом. И весь сюжет, никакого хеппи энда.

Именно за нежелание бороться за власть с ближайшим родственником Церковь объявляет Бориса первым (по хронологии) русским святым.

Дубровский, став народным мстителем, тоже демонстрирует всемогущество, которому позавидовали бы супергерои Марвелл. Выросший на традиции вестерна, читатель ждет, когда возмездие постигнет главного обидчика – Кириллу Петровича Троекурова.

Но этого не происходит. Влюбленный в дочь помещика Дубровский, лишает повесть эффектного финала.

Это слишком похоже на жизнь, чтобы быть литературой. Но есть еще одна закономерность. И Пушкин и святой Глеб, каждый по своему, выражают важнейшую черту русского народа – презрение к эффективности. Представление о том, что лучше проиграть, а порой и вовсе отказаться от конкуренции, чем поступиться совестью.

Именно этому продолжает учить школьная программа, сколько бы она не менялась. До тех пор, пока в ней есть Пушкин и летописец Нестор.

Вот такой вывод мы сделали из программы для шестиклассников. Хотя, конечно же, не единственный.