Так - с честностью разобрались. В современной школе честным быть мудрено.
Что у нас еще? А – «трудолюбивые»! Кроме того, чтобы быть честными, современные ученики, будущие граждане России, должны быть трудолюбивыми. И действительно, кто будет даром кормить ленивую падчерицу?
М-да, уж как старается по этому поводу так называемый «системно-деятельностный подход», провозглашаемый ФГОСами главным методом развития трудолюбия. Однако придется однозначно признать: ничего современная школа так надежно и намертво не убивает как трудолюбие. Именно – как «любовь к труду». Причем, на всех уровнях школы.
Смотришь на изнывающих на уроках под бременем непосильных требований первоклассников и видишь, вот где закладывается эта ненависть к учебному труду как таковая. Дальше – больше. Нет ничего приятнее для учеников среднего звена, как оторваться «по полной» на каком-нибудь уроке, сорвать его или превратить в балаган, чтобы только уйти от этой сушащей мозги схоластической рутины. Ну, и наконец, когда старшеклассник каждый день или через день спешит после уроков к очередному репетитору, он тоже делает это отнюдь не от большой любви к труду. Просто впереди ОГЭ или ЕГЭ – вот и приходится запасаться терпением, грызя ненавистные предметы, долбя задачи и упражнения, и про себя проклиная учебу, учебный труд и все, что с ним связано.
С таким же успехом можно сказать, что рабам в древнем Риме или Египте прививали трудолюбие, насильно заставляя трудиться на своих хозяев. Только в нашей системе «хозяином» учебных рабов стало государство, именно оно загоняет их в рамки современной образовательной системы, обрекая на подневольный неэффективный труд, ибо труд из-под палки всегда был, есть и будет по определению неэффективным.
В самом деле, любить труд можно только в том случае, если в этом труде есть какой-то смысл или стимул. Бессмысленный труд – это всегда ужас и кошмар. Вспомните хотя бы миф о Сизифе, бессмысленно втаскивающим на гору тяжелый камень, который тут же с нее скатывается. У нашего школьного учебного труда нет ни смысла, ни стимула. Все смыслы и стимулы, которыми он прикрывается, напоминают фиговые листочки, прикрывающие пустоту – отсутствие какого-либо оправданного самими учениками смысла. Все – начиная от «чтобы мама похвалила», «чтобы понравиться учителю» и «чтобы получить пятерку» до «чтобы сдать ЕГЭ». Нет ни одного стимула, что был бы внутри самого труда, который оправдывал бы те немыслимые трудозатраты, что должны вынести современные ученики, чтобы соответствовать ФГОСам – государственным стандартам, которые государство непонятно с какого потолка взяло и не совсем непонятно с какой целью.
Естественно результатом такой ситуации будет не любовь к труду, а ненависть к нему. А те немногие дети, которым вдруг почему-то нравится писать сочинения, читать исторические произведения, решать задачи, находить интегралы и производные функций на этом фоне выглядят скорее странными «извращенцами». Извращенцами потому, что за их интересом нет никакой внеучебной подкладки, культивируемой современной образовательной системой – типа победить на олимпиаде и доказать, что ты «самый крутой» в своей умности. Странные, в самом деле, дети - им просто само по себе нравится учиться. В нынешней образовательной системе это кажется чем-то ненормальным и из ряда вон выходящим.
Ну и последнее из рассматриваемых нами качеств, нужных гражданам России – сплоченность.
И ведь именно события последних лет действительно выдвигают это качество на одно из первых мест. Мы с вами вступили в новую фазу конфронтации с Западом, по сути, это возрождение холодной войны: нас со всех сторон все плотнее обкладывают военными базами, гонят из международных организаций и душат санкциями. Нам как никогда нужна сейчас именно сплоченность. И народ перед лицом всех этих угроз действительно сплачивается. Только… не благодаря школе, а вопреки ей. Школа тут как раз делает все противоположное и действительно напоминает «иностранного агента», точнее, агента иностранных влияний, так как усиленно внедряет индивидуализм во все поры образовательного процесса.
Посмотрите: у нас же все основано на индивидуализме. Загляните на любой урок в начальной школе, и вы увидите тянущиеся руки (это в начальной школе, в средней и старшей уже руки не тянут, но суть та же) воспитанных школой индивидуалистов, которые переживают только за себя и им плевать на всех своих товарищей-одноклассников. Мало того, что плевать – нужно на их фоне выделиться, доказать, что «я умнее и лучше» и отметиться соответствующей оценкой в журнале. Приходится только удивляться, как из наших школ, которые смело можно назвать «школами индивидуализма», или «школами эгоизма», выходят герои, погибающие за свою страну и своих боевых товарищей в той же Сирии, к примеру. Видимо, внутренний код российского народа, который основан на соборной духовности и коллективизме, не под силу сломить даже современной школе.
Итак, современная школа точно не воспитывает (идем в обратной последовательности) сплоченных, трудолюбивых, честных и любящих свою страну учеников. Тогда нужна ли государству такая школа?
Но подождите, если «звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно». Если современная школа такая, какая она есть, то это тоже кому-то нужно. Кому же нужна такая школа?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предварительно ответим, а каких людей воспитывает современная школа, причем, по факту, а не по «нормативных документам», типа «Концепции духовно-нравственного воспитания», где очень много правильных слов, почему-то роковым образом не стремящихся воплощаться в дела.
Давайте скажем честно: современная школа вообще никого не стремится воспитывать. На это у нее просто нет времени, все уходит на натаскивание к ЕГЭ и рабское выполнение разного рода указаний сверху. Но поскольку духовного вакуума не бывает в природе, процесс воспитания, пущенный на самотек, неизбежно будет течь в русле, уже прорытом современной образовательной системой. И давать свои результаты по факту.
И по этим фактам, хотим мы этого или не хотим, придется констатировать, что современная школа воспитывает эгоистичных, себялюбивых индивидуалистов, думающих только о себя, стремящихся в конкурентной борьбе доказать, что они лучше других и занять «теплое местечко» под солнцем. Таких бездуховных атеистических индивидуалистов, которым плевать на свою страну, плевать на такие понятие, как вера, долг, честь, совесть, которые жадно стремятся потреблять как можно материальных благ и которые при первой же возможности предадут свою страну и устремятся за более высоким заработком за рубеж. Фактически, это не здоровые клетки общественного организма, а «раковые клетки», пожирающие других и губящие собой весь организм.
И это не пустые слова. Приходилось читать исследования о желаниях и стремлениях выпускников наших школ. Если перевести все наукообразные выводы в сухой остаток – такая и получится картина.
Так кому же нужна такая школа, школа, которая по факту нацелена на таких, пораженных «раком» конкуренции, выпускников? Может, все это происходит не по злому умыслу, а по недоумию? Или все это тяжелое наследие предыдущих эпох (коммунизм, социализм, капитализм, либерализм), до сих по не преодоленных и влияющих на нашу сегодняшнюю жизнь? Или все-таки за современной образовательной политикой скрываются очень умные, но невидимые нам люди, которые как говорятся и «правят бал» в нашем школьном (да и не только школьном!) образовании?
(продолжение следует... здесь)
начало статьи - здесь