22 марта в центре «Благосфера» состоялось открытое интервью члена Экспертной группы «Европейский диалог» Евгения Гонтмахера с директором Государственного Эрмитажа, историком-востоковедом Михаилом Пиотровским. Это очередное мероприятие из цикла дискуссий «С Европейской точки зрения», который организует Группа «Европейский диалог» при поддержке Фонда Конрада Аденауэра в России
СМЫСЛ МУЗЕЯ — ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Евгений Гонтмахер начал интервью с вопроса о столкновении цивилизаций, обратив внимание, что Михаил Пиотровский востоковед, а Эрмитаж — собрание, прежде всего, европейского искусства.
Михаил Пиотровский ответил, что Эрмитаж — это музей мировой культуры: при Екатерине II он был галереей, и только Николай I стал включать в Эрмитаж материалы раскопок северного Причерноморья.
Это важно, поскольку «Европой может называться только та страна, у которой есть античное наследие». Начиная с XIX-XX веков диапазон Эрмитажа расширился — постепенно стали появляться большие коллекции восточного искусства, Эрмитаж превратился в музей мировой культуры. Именно в этом главный смысл современного музея — в диалоге культур.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА ЭФФЕКТИВНЕЕ ЕВРОПЕЙСКИХ
В ходе дискуссии участники подняли тему Евразии. Евгений Гонтмахер отметил, что в него вкладывают не только географический, но и цивилизационный смысл, в частности одна из распространенных в России социальных теорий утверждает, что Россия, как и Китай, — родом из Золотой Орды. а значит на российскую культуру имеет влияние восточный колорит.
Михаил Пиотровский ответил, что Евразия — это эмоциональный термин, его можно по-разному понимать.
Слишком задиристо говорить, что мы пошли от Чингисхана. Однако, когда ты живёшь рядом с великой империей, то её культурное наследие, конечно, воспринимаешь, к тому же позднее вся Золотая Орда вошла в состав Московского государства. Поэтому в каком-то смысле мы наследники и Золотой Орды. Но подходить к этому нужно оптимистично, по Достоевскому. У России нет границ, мы открыты, мы усваиваем все культуры, можем европейскую усвоить, ордынскую и всё равно всё будет хорошо.
Далее Евгений Гонтмахер уточнил, насколько многонациональность и многоконфессиональность России позволяет гражданской нации успешно впитывать в себя разные элементы? Или как раз сейчас с этой интеграцией начинают возникать проблемы?
Что бы в нашей истории не устраивали, мы всё равно оказываемся многонациональной империей, гордящейся своей многонациональностью, — считает Михаил Пиотровский. — Пока мы большая страна, мы будем страной многих культур. Российский рецепт взаимодействия христианства, в данном случае, православия, и ислама — лучше всех других, существовавших и в колониальных странах, и в современной Европе.
ЕВРОПА ПЕРЕЖИВАЕТ ОБРАТНЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Евгений Гонтмахер спросил, могут ли европейские ценности — такие как индивидуализм, свобода выбора — успешно совмещаться с восточными ценностями? Или же это всегда источник конфликта?
Такое столкновение — источник конфликта во Франции, но не у нас, — ответил Михаил Пиотровский. —Ценности варьируются от страны к стране и во времени, и в целом достаточно неустойчивые конструкты. В протестантской Европе времён религиозных войн были восточные и западные влияния.
Происходящее сегодня во Франции — это масштабное столкновение ценностей, культур или все же временное явление? Возможно, причина в том, что мигранты ещё просто не успели адаптироваться?
Михаил Пиотровский ответил, что мигрантам во Франции давно пора было вжиться в бытовые французские ценности, но они не смогли это сделать. Они не вписываются в европейское общество, что и вызывает раздражение европейцев.
На самом деле, мы имеем обратный Крестовый поход. (…) Что такое Крестовый поход? Ободранные, бедные европейцы с какой-то идеей пришли грабить богатый, процветающий Ближний Восток. (…) Они стали там жить и использовать блага, традиции, что там были. Вжились на 100 лет, а потом ушли. Не прижились. (…) Они очень много получили из такого симбиоза культур. Интересно смотреть, как сейчас эта история происходит ровно наоборот, только диалога культур не получается.
ТРИАДА КУЛЬТУРЫ И ЕЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ
Заканчивая дискуссию, Евгений Гонтмахер коснулся проблемы недофинансирования культуры в России.
Михаил Пиотровский ответил, что в отличие от здравоохранения и образования, культура — это не услуга.
Культура — это создание высших благ. Культура — это память, память нации. Исчезает память — человек становится растением. Этого понимания нет. Существует триада культур. Фундаментальную культуру должно содержать государство, потому что это создаёт конкурентную способность общества на будущее. Вторая часть триады — это государственный заказ. Третья часть — массовая индустрия, которая сама зарабатывает деньги. Культура не может жить без государственной поддержки, но и только на неё жить не может, потому что кто платит, тот и заказывает музыку. Хорошо, когда государство содержит около 60% расходов, а 40% доноры и сами музеи.
По окончании мероприятия пришедшие в «Благосферу» гости продолжили задавать вопросы спикерам. Об этом, как и о ходе самой дискуссии более подробно можно будет узнать в видеозаписи и расшифровке беседы, которые будут опубликованы на сайте «Европейский диалог».