В отличие от стран древнего Египта, Греции или древнего Рима, Палестины о народах селившихся возле реки Енисей в Сибири известно мало. Но и наша сибирская земля таит в себе много загадок. Не известно узнали бы мы когда нибудь о народах, которые жили у реки Енисей, если бы не сохранившиеся изваяния в Минусинском котловане. Первым европейцем, который описал их, был доктор медицины Даниил Готлиб Мессершмидт из Данцига. В 1716 году его пригласил Петр I для изучения лекарственных трав,цветов, корней в Сибири. Эта экспедиция продлилась семь лет, начавшись в 1720 году. Она оказалась успешной: были составлены карты местности, обнаружен каменный уголь, изучена топография рек, описаны редкие и неизвестные животные, сделано описание сибирских народов и проведены первые археологические раскопки курганов в Минусинском котловане, с описаниями странных изваяний, которые были разбросаны по степи. В 1739 - 1740 г. исследованиями Сибири и таинственных каменных идолов занимался немец Иоганн Георг Гмелин. После Гмелина изучение Сибири продолжил академик Петр Симон Паллас, посетивший эти места в 1771 -1772 гг.
Так что же необычного нашли в каменных статуях эти ученые?
Первое, что бросалось в глаза это саблевидная, т.е наклоненная форма истуканов. Во-вторых, наличие третьего глаза на лбу. В-третьих, странные полосы, которые пересекали лицо статуй. В-четвертых, это наличие рогов и “корон” вместо волос.
В 1875 году открылся Минусинский краеведческий музей, в котором собрали изваяния и их часто сравнивают со статуями острова Пасхи. Но те статуи уступают нашим в возрасте более 2000 лет. Сохранилось описание знаменитой “Ширинской” каменной бабы. Высота истукана 230х70х30 см. На нем высечен огромный человеческий бюст с согнутыми в локте руками и хищным оскалом. На голове бычьи рога и уши, на лбу третий глаз в форме солнечного знака; глубокие полосы пересекают подбородок и нос.
На сегодняшний день найдено более 200 статуй. Часть нашли в погребениях, часть на перекрестках дорог. Поначалу ученые думали, что это что-то вроде надгробных памятников древних поселенцев. Но в 1963 -1964 гг. на левом берегу Енисея нашли древний могильник, в котором умерших хоронили в ящиках. Еще более удивило ученых то, что внутри эти ящики были выложены каменными плитами с теми же узорами, что и на статуях. И уложены они были как попало. После более детального изучения было установлено, что каменные истуканы относятся к Окуневской культуре (от Окунева улуса в Хакасии) датируемой VIII - XV вв. до н.э.
В данный момент найдены захоронения этих людей, в которых содержались изделия из бронзы с изображениями драконов, символами солнца с его древним символом - крестом и символы “нижнего” мира. У окуневцев было множество тотемов, главными из которых были баран, лось и медведь, который изображался с оскалом, высунутым языком из пасти и торчащими зубами. Знаменитые статуи представляли собой божества енисейских народов.
Как считает профессор Вадецкая Э.Б. , скорее всего эти изваяния были “вместилищем душ” умерших людей, в особенности по женской линии. А странные полосы обозначали татуировку, которая была популярна среди окуневцев. На некоторых тотемах были маски, которые напоминали те, что используют шаманы. Итак, древние народы, которые жили в районе реки Енисей верили в бессмертие души, поклонялись тотемам ( особенно почитаем был медведь), у них был популярен культ солнца и драконов. Немного схоже с верованиями Поднебесной империи, не так ли? Также были найдены следы жертвоприношений возле погребений. Но к сожалению, окуневская культура не смотря на свое развитие гибнет под ударами андроновской культуры. Это народности жившие на территории Казахстана, Амударьи и до Урала и Волги. Также захватив с собой территорию Минусинской котловины. Это были пастухи-скотоводы и земледельцы.
Интересно как относились окуневцы к своим божкам: они клали им пищу, мазали рот сметаной, кровью животных или салом. Но если божок не помогал, то человек вправе был разбить бесполезный истукан, даже плевали в их сторону, и хлестали плеткой. Ханты на Оби еще в XVII - XIX вв. в случае неудачи, рубили свои тотемы на мелкие кусочки, ненцы колотили их, кеты на Енисее стегали божков и бросали их в огонь.
Андроновская культура, которая пришла на смену Окуневской, оставила после себя городища, которые были хорошо укреплены. К примеру открытое в 1968 -1970 гг. Черноозерское городище было площадью 867 кв. м., обнесено трехметровым в ширину рвом и валом, укрепленным частоколом. Был также и подъемный мост.
Через несколько веков, андроновское царство уходит в небытие и ему на смену приходят еще несколько культур. Среди них выделяется Тагарская культура VII - III в. до н.э., эта культура оставила после себя множество курганов. Один из них Большой Салбык, который обнаружили в 1954—1956 гг. Он представляет собой насыпь в 11 метров, скрывающую могилу вождя или царя. По периметру кургана, охватывая площадь 0,5 га, возвышаются огромные осколки скальных пород высотой до 6 метров, представляя собой как бы фантастических каменных стражей. Все они ориентированы своей острой гранью с юго-запада на северо-восток, в сторону летнего восхода солнца. В одном месте камни образуют ворота, которые служили входом в погребальную камеру. Она имела вид деревянного сруба, перекрытого рядами бревен. В могильнике найдены мечи, кинжалы, фигурные зеркала, конская упряжь, предметы быта и… скелеты слуг и женщин царя, погребенных вместе с ним. Владыка не должен был испытывать на том свете по понятиям тагарцев нужды ни в чём, в том числе в слугах и наложницах. Остались от тагарского “царства” и знаменитые енисейские писаницы, представляющие собой наскальные рисунки. Эти рисунки рассказывают о быте того времени: выстроенные в ряд дома, пища варившаяся в котлах, люди в молитвенных позах, всадники гонят стада оленей. Вид домов напоминает обыкновенные срубленные из бревен избы. А рядом стоят чумы, которые по виду напоминают хакасские юрты...