29 апреля 1961 года в Антарктиде произошла невероятная история, принесшая популярность тогда еще мало кому известному 27-летнему хирургу Леониду Рогозову.
Этому случаю с 1961 года и по наше время посвящаются статьи в прессе, радио- и телепередачи. О феномене Леонида Рогозова написали не только российские, но и зарубежные СМИ.
На Антарктической станции в тот год зимовали 13 ученых, одним из них был молодой врач, незадолго до научной экспедиции поступивший в ординатуру. Леонид Рогозов работал на станции врачом, метеорологом и даже водителем. В один из вечеров он почувствовал слабость и тошноту, стала подниматься температура и появилась резкая боль справа внизу живота. Рогозов сразу распознал признаки острого аппендицита. Врач не тешил себя надеждой, что симптомы пройдут, так как понимал: поможет только операция по удалению аппендикса.
Лететь в больницу не было возможности из-за плохих погодных условий, да и не на чем – ни на одной из ближайших станций не находилось самолета. Операция понадобилась срочно, медлить было нельзя, и Рогозов принял безумное решение – оперировать себя самостоятельно.
Операция началась в ночь с 29 на 30 апреля. Ассистировать Рогозову решились два других члена экспедиции: метеоролог подавал инструменты, инженер-механик помогал направлять свет и держал у живота зеркало.
Когда инструменты были продезинфицированы, Рогозов сделал себе обезболивающий укол новокаина и приступил к делу. Скальпелем он выполнил 12-сантиметровый надрез в правой подвздошной области. Оперировал Рогозов без перчаток: их пришлось снять, так как было неудобно и плохо просматривалось место разреза.
Полулежа на левом боку, слегка наклонившись вперед, хирург начал классическую аппендэктомию. Несмотря на то что ассистент держал зеркало, рассмотреть органы было трудно, и хирург большей частью действовал на ощупь, доверяя рукам.
Во время операции Рогозов был спокоен и уравновешен, сосредоточен, не позволял себе думать ни о чем, кроме поставленной задачи. И конечно, он не давал страху одолеть себя. Чего нельзя сказать о его ассистентах. Мужчинам было, мягко говоря, не по себе, когда Рогозов «перебирал» кишки в поисках аппендикса.
Никак не получалось нащупать воспаленный придаток слепой кишки. Операция затягивалась, и спустя час после начала силы стали покидать Рогозова. Сердцебиение было нестабильным, появилось головокружение, приходилось прерываться и делать небольшие передышки. В какой-то момент Рогозов запаниковал. Но сила воли, смелость и знание своего дела позволили дотерпеть. Аппендикс был отрезан в момент, когда из него уже готов был выйти наружу гной.
Нестандартное хирургическое вмешательство длилось 1 час 45 минут. Хирург зашивал рану, уже теряя сознание. Затем принял снотворное и погрузился в сон. В течение следующей недели после операции температура пришла в норму – и Рогозов смог самостоятельно снять швы.
В ту ночь состоялась поистине уникальная операция, которую до сих пор включают в ТОПы самых удивительных медицинских явлений. Мир знает не так уж много случаев, когда врачам удавалось самостоятельно себя оперировать.
Леонид Иванович Рогозов всю оставшуюся жизнь работал оперирующим хирургом в Ленинграде, заведовал отделением НИИ фтизиопульмонологии, был примером для своих коллег. Умер мужественный врач в 2000 году в возрасте 66 лет: после операции в связи с онкологией у него развились серьезные осложнения.
Владимир Высоцкий посвятил Рогозову песню, которая начинается строками: «Пока вы здесь в ванночке с кафелем моетесь, нежитесь, греетесь, в холоде сам себе скальпелем он вырезает аппендикс…»