Давайте сразу, чтоб два раза не вставать: «Через вселенные» офигенный. Лучший мультфильм за долгие годы и супегеройское кино такого уровня, что на его фоне все остальные достижения в жанре смотрятся ковырянием палки в земле.
Главное достоинство мультфильма - в его неординарном визуальном стиле. Те, кто вопрошают - за что Оскар - вот вам ответ: за то, что ребята из анимационного отделения «Сони» переизобрели 3Д-анимацию. Современный полнометражный мультфильм погряз в диснеевской эстетике лупоглазых резиновых пупсов и зверей с тщательно отрисованной шерсткой, в которой нет ничего преступного, но поставленная на конвейер, она уже не вызывает ничего, кроме скуки. И на этом фоне «Через вселенные» парадоксальным образом выглядит инноватором за счёт обращения в прошлое. Совместив трехмерную анимацию с приемами двумерной, аниматоры добились чуда - вернули в мультфильм ощущение живости и раскованности. Частота кадров секунду уменьшенная до 12 не ощущается сбоем в матрице, наоборот добавляя естественности стилизованному под карандашный рисунок миру.
Ключевой метод в творчестве сценаристов «Через вселенные» Фила Лорда и Криса Миллера - это разобрать устоявшуюся образную систему на запчасти и пересобрать так, чтобы стало смешно. В "Мачо и Ботане 2" - сиквеле концептуальной комедии (то есть построенной на одной простой, но броской идее) о двух друзьях - высмеивалась сама идея сиквела концептуальной комедии о двух друзьях, высвечивая в ее штампах гомосексуальные обертоны. В "ЛЕГО Фильме" одним из объектов деконструкции стал популярный образ избранного, человека, обладающего выдающимся даром и которому назначено свыше внести порядок в разрушительный хаос: правда главной особенностью пластмассового "не-такого-как-все" была его обезоруживающая среднячковость.
«Через вселенные» - тоже пародийный мультфильм, но не в той мере, каким был, например, «Голый пистолет». Куда ближе по духу он хулиганской трилогии Эдгара Райта «Три цвета Корнетто» - «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец». Как и в этих фильмах, Лорд и Миллер виртуозно держат баланс: с одной стороны подтрунивая над штампами жанра, а с другой являясь его полнокровным представителем, «Через вселенные» - это одно большое признание в любви комиксам и фильмам о дружелюбном соседе.
Деконструкция - метод более чем жизнеспособный, но у него есть слабое место. Он питается мифологиями и смыслами, но сам производит их с трудом. В этом, возможно, кроется причина прохладного приёма второй части «ЛЕГО Фильма», тоже написанного Лордом и Миллером, где за неимением лучших идей пришлось повторять сюжетные ходы оригинала. Возможно, из-за этого новая часть «Мачо и ботана» до сих пор болтается где-то в производственном аду. Поэтому, как бы ни был хорош «Через вселенные», его главная идея на длинной дистанции как минимум нежизнеспособна. Лорду и Миллеру придётся искать новый источник идей для своего фирменного хулиганства - что, пожалуй, к лучшему для всех нас.