Найти тему
Лидер-Пресс

«Босая и в ночной сорочке убегала от ударов топором». История о том, как солигорчанка выбралась из семейного ада

Оглавление

В Солигорском районе продолжается комплекс мероприятий по предупреждению пьянства и насилия в семье. Мы уже писали о том, что только за январь за помощью обратилось около пятидесяти солигорчанок, кризисной комнатой в 2018 году воспользовались одиннадцать человек: шесть взрослых и пять детей. Два человека (взрослый и ребенок) проживают там и в текущем году. Семь человек нашли в себе силы изменить жизнь.

В нашей рубрике «В постели с врагом» мы рассказываем реальные истории солигорчанок, которые столкнулись с домашним насилием и решились изменить свою жизнь к лучшему. Возможно, пример вдохновит тех, кому ситуация домашнего насилия кажется безвыходной.

История Марии (имена героев изменены)

Начало

С Анатолием я познакомилась, когда гостила у родственников за рубежом. Мы гуляли по улицам, много разговаривали. Он был тактичен, вежлив. Ничего лишнего себе не позволял. Когда я уезжала, договорились, что будем друг другу писать. И началась наша переписка. Письма были полны нежности. Анатолий очень красиво ухаживал, присылал подарки. В тот момент мне казалось, что мы созданы друг для друга. Но любовь на расстоянии – это тяжело. Анатолий сделал мне предложение. Жить решили в Солигорске. Медовый месяц, все как в прекрасном сне: внимание, забота... Я неоднократно слышала от подруг и соседок о том, как мне повезло с мужем. Наша семья стала образцом

Из прекрасного сна – в кошмар

Будучи влюбленной, я не замечала многих тревожных звоночков. Мне казалось, что мой муж идеальный. Розовые очки не позволяли рассмотреть важные детали. Первым человеком, который пытался открыть мне глаза, была моя мама. Она видела, что Анатолий нежно ко мне относится, но интуиция подсказывала, что что-то не так. На ее замечание я не среагировала. Решила, что это просто нежелание принять взросление дочери (т. е. меня). Оглядываясь назад, я понимаю, что были ситуации, в которых я находила оправдания и выдавала желаемое за действительное.

Звонок первый: «Твой круг общения – это я»

Мы с Анатолием любили друг друга, и все свое время я проводила с ним. Стала реже встречаться с подругами. Он не запрещал видеться с ними открыто. Но когда я собиралась на дружеские посиделки, создавались обстоятельства, при которых я не могла пойти. Например, Анатолий приготовил сюрприз, заказав столик на двоих в ресторане. Он с раскаянием говорил, что забыл о встрече с подругами и не может отменить заказ. При этом выглядел таким огорченным, что я не могла его оставить – и отменяла встречу с подругами. Бывало, он «заболевал»: конечно, какое веселье может быть, если любимый болен. И таких ситуаций много. Постепенно я отдалилась от подруг. Анатолий ходил вместе со мной на корпоративы, объясняя это тем, что любит меня и ему интересна моя карьера, а также люди, с которыми я общаюсь по работе. Со временем муж стал присутствовать во всех сферах моей жизни. «Твой круг общения – это я, а все остальное неважно», – как-то сказал он мне.

Звонок второй: «Ты моя кукла»

До знакомства с Анатолием я придерживалась определенного стиля в одежде, после – мы вместе начали ходить по магазинам. У мужа хороший вкус: он выбирал мне одежду, предлагая примерить то или иное платье, в парикмахерской советовал в каталоге стрижку и цвет волос, которые мне подойдут. Я была польщена. Немногие могут похвастаться, что мужчина так трепетно относится к жене. Приятными были и сюрпризы как в кино: перед походом в ресторан Анатолий приносил мне платье и туфли, в которых я должна пойти. Такая забота была приятна. И новый образ мне нравился несмотря на то, что он не совпадал с тем, к чему я привыкла. Один раз я высказала сомнение по поводу наряда. Каблуки были слишком высокие, а платье – откровенным. Анатолий огорчился. Таким удрученным я его еще не видела и, чтобы не портить вечер, согласилась с его выбором. Настроение супруга мгновенно улучшилось, и он нежно сказал: «Ты моя кукла. И я хочу, чтобы ты всегда выглядела прекрасно, любимая».

Звонок третий: ревность

Да, я была красива. Анатолий тщательно выбирал мне ежедневные наряды. Конечно же, это не могло не сказаться на внимании мужчин. Мне делали комплименты, на меня засматривались. Однажды во время прогулки с мужем я встретила бывшего коллегу. Мы поздоровались, я представила мужчин друг другу, узнала, как у того дела. Разговор был коротким. Но после муж начал допрашивать, кто это был, какие у нас с ним отношения, почему я ему многозначительно улыбалась, а он так многозначительно смотрел (хотя ничего подобного не было). Потом Анатолий крепко сжал мое запястье (остались синяки) и сказал, что если он меня потеряет, то жить не сможет.

Из прекрасного сна – в кошмар

Однажды я решила сделать любимому мужу сюрприз. Пока он был на работе, приготовила романтический ужин, зажгла свечи. Красиво оделась и стала ждать. Он пришел и начал допрашивать, кто у меня был, для кого я так вырядилась. Я пыталась объяснить, что это все для него: и ужин, и одежда (я купила потрясающее платье, чтобы порадовать супруга). Тогда он начал кричать, что этого наряда он не покупал, значит, его подарил мне любовник. А при готовке я учитывала не его вкусы, а вкусы другого мужчины (того же мифического любовника). Я пыталась объяснить, убедить, обнять и успокоить мужа. Он оттолкнул меня к стене, а после – ударил по лицу. Я была в шоке. Не знала, что сказать, и только смотрела на него, задыхаясь (да, на тот момент я забыла, как дышать, и это не красивая метафора). Анатолий растерялся, кинулся ко мне. Начал извиняться, заплакал и раскаялся. Позже, когда ссора улеглась, он сказал, что любит меня настолько сильно, что одна мысль о том, что потеряет меня, сводит его с ума. Я смысл всей его жизни. Мы помирились. На следующий день он принес цветы и кулон как символ нашей вечной любви. Я должна была носить его не снимая. Спустя какое-то время он вновь ударил меня., причин я уже не помню. Приступы ярости вспыхивали все чаще. Поводы самые разные: оттого что не так его встретила, не в то одета, не то приготовила на ужин, не так посмотрела. Побои становились сильнее. Я хотела уйти от него, но узнала, что беременна. И, что самое страшное, я боялась сказать об этом мужу.

И снова медовый месяц

Анатолий, узнав, что станет отцом, обрадовался. Изменения в его поведении не укладывались в голове. Он снова стал внимательным, нежным, заботливым. Ходил со мной к врачу, занимался домашними делами, покупал мне все необходимое. С одной стороны, это радовало. С другой – тревожило. Слишком резкие изменения. Но потом я привыкла. Решила, что это второй шанс для нашей семьи. Все плохое начало стираться из памяти. Я простила, и мы начали жить нормально. Потом у нас родился второй ребенок. Муж все это время был образцовым отцом, меня он не трогал. И вот когда младшему исполнилось три года, я вновь вышла на работу. Муж старался уговорить меня, чтобы я оставалась дома и занималась детьми. А деньги будет зарабатывать он. Я готова была согласиться, но внутренний голос подсказывал, что это будет большой ошибкой.

И снова кошмар

Так и случилось. Когда дети немного подросли, у мужа опять начали проявляться вспышки ярости по любому поводу. И он вновь стал применять ко мне силу. От моего поведения ничего не зависело. Если я была молчалива, он кричал, что я собираюсь от него уйти и обдумываю план побега. Если возражала, он кричал, что жена не должна перечить мужу, и вновь избивал меня. Самое страшное начиналось тогда, когда он приходил домой выпившим. Тогда его побои становились опасны для жизни. Он бил посуду, хватался за нож, швырял меня об стену. Если я падала, он начинал избивать меня ногами. И главное было – сгруппироваться и прикрыть голову. Однажды в приступе ярости он схватился за топор для рубки мяса и начал гоняться за мной. Босая и в одной сорочке я выбежала в подъезд, кричала, но никто из соседей двери не открыл. Тогда я побежала на улицу. Была зима. Я просто села на лавку и ждала. После агрессии муж успокаивался, и можно было вернуться домой. Я просидела часа полтора. Потом вышел муж с одеялом. Он был снова ласков и заботлив. Я вернулась домой. И эта жуткая карусель продолжалась долго: не могла уйти от него из-за детей. Ведь их он никогда не бил, доставалось только мне. Да и «медовые периоды» не позволяли уйти. Когда он становился нежным, внимательным, заботливым, казалось, что так теперь будет всегда.

Вырываясь из плена

После очередного скандала с побоями я поняла, что так больше продолжаться не может. Муж избил меня сильнее, чем обычно. Я потеряла сознание. Очнулась уже на кровати. Одежда была разорвана, ладони, коленки, спина саднили. Рядом стоял муж со стаканом воды. Он начал обрабатывать раны, приготовил чай и стал успокаивать меня. Я согласилась со всеми его доводами. На следующий день, пока он был на работе, собрала вещи, и мы с детьми ушли жить к моей маме. Анатолий приходил, просил прощения. Говорил, что изменился. Бывало, угрожал, что заберет детей. Потом снова извинялся, дарил подарки, просил разрешения видеться с детьми (я, впрочем, не препятствовала их общению: повторю, детей он никогда не бил). Мы стали общаться цивилизованно. Время от времени ужинали вместе. Анатолий был предупредительным, внимательным и заботливым. Иногда со вздохом говорил, что совершил самую большую ошибку и потерял самое дорогое в жизни – семью.

Спустя год после разрыва (Анатолий все это время был образцовым другом) я поддалась слабости и вернулась к нему. Было решено, что дети поживут пока с бабушкой, а мы попробуем еще раз спасти нашу семью. Опуская подробности, могу сказать, что все вернулось на круги своя очень быстро. Мы и месяца не прожили, как он вновь применил ко мне силу. И тогда я ушла окончательно.

Что сейчас?

Сейчас Анатолий женат, у них родился сын. Я с бывшим не общаюсь, дети тоже. В последнее время у меня начались проблемы со здоровьем. Удары по голове сказались спустя несколько лет. Долгое время я боялась встречаться с мужчинами. Но потом встретила хорошего человека, который помог оставить в прошлом кошмар семейной жизни. Он надежный и спокойный. Это не тот человек, который будет совершать красивые глобальные поступки, как в кино. Его любовь выражается в мелочах. И именно с ним я чувствую себя любимой и защищенной. 

Информация для тех, кто столкнулся с домашним насилием. ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: 170, +37544-498-14-19. В вечернее или ночное время, в выходной день за помощью нужно обращаться в милицию по телефону 102.

В ГУ «Солигорский районный территориальный центр социального обслуживания населения» есть услуга временного приюта «Кризисная комната».

Беседовала Ксения СЛАВНАЯ