Один пишем, пять в уме
Посмотреть фотографию в высоком разрешении можно по ссылке: https://download.history1.ru/social/Most_big_dl.jpg
Американские мосты — комплекс из пяти железнодорожных переправ, которые проходят над Обводным каналом, недалеко от Московского вокзала. В ХIХ веке мост был один. Официально он назывался Николаевским, но в народе его звали «американским», потому что построили его по проекту американского инженера Уильяма Гау под руководством Джорджа Вашингтона Уистлера.
Деревянный мост с поперечными металлическими стержнями простоял почти 30 лет. В 1869 году было решено заменить деревянные мосты на Николаевской дороге металлическими. Проектные работы возглавил инженер Николай Белелюбский.
В 1906 году по той же технологии, несколько усовершенствованной инженером Дмитрием Журавским, был построен второй американский мост. Еще два соорудили в 1911‑м и 1913‑м. Пятый мост появился в 1916‑м.
Автор «русской колеи»
Военный инженер Джордж Вашингтон Уистлер построил несколько железных дорог в США. В 1842 году по распоряжению Николая I его пригласили для прокладки Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву. Ее строили семь лет. Благодаря ему появилась так называемая «русская колея» шириной 5 футов (1524 мм), которая прижилась во всей России.
В 2007 году мосты закрылись на реконструкцию. Мост под литерой Е стал теперь не только железнодорожным, но и автомобильным.
С 2008 года всю группу железнодорожных переправ официально называют «Американским мостом» (в единственном числе). Каждая теперь обозначается литерой: А, Е, Б, Г, В. Две последних и есть самые первые мосты Гау — Журавского — Белелюбского.
Наши американцы
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер.
Пока его отец строил железную дорогу, Джеймс посещал петербургскую Академию художеств и изучал французский язык. Впоследствии уехал во Францию и стал одним из величайших американских художников ХIХ века.
Петр Дементьев (Питер Деменс)
В 1881 году переехал из России в США из-за обвинений в связях с народовольцами. Построил железнодорожную линию длиной 150 миль от реки Сент-Джонс до Мексиканского залива. Там, где 8 июня 1888 года первый поезд достиг берега, был основан город, который Дементьев назвал Санкт-Петербургом.
Филипп Старос
Коммунист, во время Второй мировой войны работал в лабораториях корпуса связи армии США и передавал советской разведке техническую информацию. Тогда его звали Альфред Сарант. В начале 1950-х Сарант бежал в Мексику, вышел на связь с советской разведкой и был переправлен в Чехословакию, где получил новое имя Филипп Георгиевич Старос. В 1956 году Старос переехал в Ленинград, где под его руководством была разработана ЭВМ УМ‑1 НХ — электронно-вычислительная машина, позволявшая удаленно управлять сложными процессами. Покоится на Большеохтинском кладбище.
Материал из выпуска №15 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Иноземный Петербург»