Найти в Дзене
Ваш тайный советник

Немного Америки в Петербурге

Оглавление

Один пишем, пять в уме

фото: Георгий Поляков, «интерпресс».
фото: Георгий Поляков, «интерпресс».

Посмотреть фотографию в высоком разрешении можно по ссылке: https://download.history1.ru/social/Most_big_dl.jpg

Американские мосты — комплекс из пяти железнодорожных переправ, которые проходят над Обвод­ным каналом, недалеко от Мос­ковс­кого вокзала. В ХIХ веке мост был один. Официально он назывался Николаевским, но в народе его звали «американским», потому что построили его по проекту американского инженера Уильяма Гау под руководством Джорджа Вашин­гтона Уистлера.

Джордж Вашингтон Уистлер (1800–1849)
Джордж Вашингтон Уистлер (1800–1849)

Деревянный мост с поперечными металлическими стержнями простоял почти 30 лет. В 1869 году было решено заменить деревянные мосты на Николаевской дороге металлическими. Проектные работы возглавил инженер Николай Белелюбский.

В 1906 году по той же технологии, несколько усовершенствованной инженером Дмитрием Жу­равс­ким, был построен второй американский мост. Еще два соорудили в 1911‑м и 1913‑м. Пятый мост появился в 1916‑м.

Автор «русской колеи»
Военный инженер Джордж Вашингтон Уистлер построил несколько железных дорог в США. В 1842 году по распоряжению Николая I его пригласили для прокладки Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву. Ее строили семь лет. Благодаря ему появилась так называемая «русская колея» шириной 5 футов (1524 мм), которая прижилась во всей России.

В 2007 году мосты закрылись на реконструкцию. Мост под литерой Е стал теперь не только железнодорожным, но и автомобильным.

-3

С 2008 года всю группу железнодорожных переправ официально называют «Американским мостом» (в единственном числе). Каждая теперь обозначается литерой: А, Е, Б, Г, В.  Две последних и есть самые первые мосты Гау — Журавского — Белелюбского.

Наши американцы

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер.

Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер
Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер

Пока его отец строил железную дорогу, Джеймс посещал петербургскую Академию художеств и изучал французский язык. Впоследствии уехал во Францию и стал одним из величайших американских художников ХIХ века.

Петр Дементьев (Питер Деменс)

Питер Деменс
Питер Деменс

В 1881 году переехал из Рос­сии в США из-за обвинений в связях с народовольцами. Построил железнодорожную линию длиной 150 миль от реки Сент-Джонс до Мексиканского залива. Там, где 8 июня 1888 года первый поезд достиг берега, был основан город, который Дементьев назвал Санкт-Петербургом.

Филипп Старос

Филипп Старос
Филипп Старос

Коммунист, во время Второй мировой войны работал в лабораториях корпуса связи армии США и передавал советской разведке техническую информацию. Тогда его звали Альфред Сарант. В начале 1950-х Сарант бежал в Мексику, вышел на связь с советской разведкой и был переправлен в Чехословакию, где получил новое имя Филипп Георгиевич Старос. В 1956 году Старос переехал в Ленинград, где под его руководством была разработана ЭВМ УМ‑1 НХ — электронно-вычислительная машина, позволявшая удаленно управлять сложными процессами. Покоится на Большеохтинском кладбище.

Автор фото: Ленинградский Электромеханический завод - http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/PAPERS/HISTORY/STAROS/STAROS.HTM, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26481396
Автор фото: Ленинградский Электромеханический завод - http://www.1543.su/VIVOVOCO/VV/PAPERS/HISTORY/STAROS/STAROS.HTM, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26481396

Материал из выпуска №15 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Иноземный Петербург»

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» — https://history1.ru/archive, а так же отдельные подборки про архитектуру Петербурга — https://history1.ru/places

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)