Найти тему
TV Mag | ТВ Маг

Уведите детей от экрана: мультфильмы, которые лучше смотреть только взрослым

Оглавление

Только в новом веке мировая киноиндустрия вдруг осознала, что деньги за билеты на мультики дают родители, так что неплохо бы их тоже увлечь происходящим на экране. Рассматривая мультфильмы, которые интересны взрослым, мы не будем брать в расчет порноконтент, японский хентай и все такое прочее – мир влажных фантазий контролируют надзорные органы. Но, рассматривая эту подборку, мы не раз попросим увести от экрана детей.

Полный расколбас

Кудрявый комик Сет Роген – из теплой канадской компашки продюсера Джадда Апатоу, чьи фильмы задали новый стандарт комедии: герои «Сорокалетнего девственника», «Немножко беременной» и «SuperПерцев» не стараются показаться лучше, чем они есть. В своем сценарии, который превратился в полнометражный мульт «Полный расколбас», Роген оттянулся по полной – в США ему налепили строгий рейтинг R за нецензурную брань (бережете уши – не смотрите трейлер), сцены грубого насилия (персонажей режут, жарят и варят) и сексуальный контент (дружба сосисок с булками заканчивается натуральной оргией). В российском прокате это первый мультфильм, получивший рейтинг «18+», и еще странно, что местные активисты не усмотрели там оскорбление чувств верующих и разжигание межнациональной розни, а то по этим скользким темам автор катком прокатился.

«Бэтмен: возвращение темного рыцаря»

-2

Комиксы про супергероев – что-то вроде античных мифов: у богов и героев тоже есть сверхспособности: и молнии они насылают, и печень у них заново отрастает. Фэндомы, для которых работает производство фигурок супергероев и прочего мерча, занимаются идолопоклонством, как в дохристианские времена, только вместо дионисийских игр у них какой-нибудь «Старкон». Темы в мифах и комиксах поднимаются вполне взрослые, будь то сексуальные интриги Зевса или российско-американское противостояние, в которое встрял Бэтмен в анимационном «Возвращении Темного рыцаря». Вообще, у каждой солидной графической вселенной есть и мультипликационное измерение, которое, возможно, не так заметно на фоне киноблокбастеров о тех же супергероях, но приносит лишние миллионы прибыли издательствам.

«Шрек»

-3

Мультфильм о похождениях зеленого великана можно счесть историческим: будто специально под него Американская киноакадемия добавила в 2002 году новую оскаровскую номинацию за лучший анимационный полнометражный фильм – и «Шрек» получил заслуженную статуэтку. Критики взахлеб расхвалили мультфильм за главное: этот карнавал персонажей из разных сказок оказался интересен не только детской аудитории. Начать с того, что там вовсе нет героев, с которыми маленькие зрители могли бы себя напрямую ассоциировать: ни львят, ни оленят, ни мышат. Зато папы порой узнавали себя в грубом, рыгающем и пукающем, но добросердечном, юморном и способном на подвиг огре. А мамам нравилась Фиона, которая даром что принцесса, а способна и навалять кому-нибудь крепко, и завтрак сварганить из подручных ингредиентов – шутка про лопнувшую птичку и яичницу из ее невылупившихся птенцов тоже не по-детски циничная. «Шрек» и еще более успешные сиквелы собрали в прокате около трех миллиардов долларов – сугубо детские мультики столько не приносят.

«Побег из курятника»

-4

Пластилиновая полнометражка стала первой пробой DreamWorks Animation на поле мультфильмов для всех, она вышла непосредственно перед «Шреком» и тоже принесла студии внушительную кассу. Британец Ник Парк к тому времени уже получил двух «Оскаров» за свои ранние, уже полюбившиеся взрослой аудитории работы об Уоллесе и Громите, придурковатом изобретателе и его верном псе-интеллектуале, и впервые на голливудских бюджетах аниматор налепил других персонажей. В обитательницах его курятника вспыхивает тот же запал борьбы с социальной несправедливостью, что у персонажей оруэлловской «Фермы животных», хоть курицам не приходит в голову взять власть в свои руки на месте – зато удается улететь, пусть не на собственных крыльях, – и наладить собственное производство яиц на райском острове. Хроники концлагерной жизни с машиной по выпечке пирожков с курятиной оборачиваются лучезарной утопией с хиппистским уклоном. Позже Парк вернется к Уолесу и Громиту в «Проклятии кролика-оборотня», милой сатире на сельских обывателей.

«Бесподобный мистер Фокс»

-5

Любимый режиссер всех хипстеров Уэс Андерсон перенес свой фирменный стиль в анимацию, переложив сказку Роальда Даля о противостоянии лесной живности и людей. Лис по фамилии Фокс, при всей утонченности манер, все же хищник, а слово «хищение» имеет тот же корень. В компании лесной братвы он раз за разом обчищает соседние фермы, ведь для зверья уголовный кодекс не писан. Жизнь воровская в мультфильме не осуждается и даже романтизируется: стильно прикинутый герой остается верен своей природе, а фермеры нарисованы крайне несимпатичными сволочами. И хоть в своих авантюрах он ставит под удар собственную семью, мистер Фокс на то и бесподобный, что может все уладить и вину свою загладить. В семье есть дети, но они напоминают скорее сэлинджеровских умников, чем простых пацанов с района, и родительско-сыновний конфликт рассматривается тут со взрослых позиций.

«Трио из Бельвилля»

-6

Полноформатный дебют французского мультипликатора Сильвена Шоме показался глотком свежего воздуха на фоне голливудской мишуры и хоть проиграл «В поисках Немо» в битве за «Оскар» и тем более в прокатной кассе, но вызвал шквал восторгов у критиков. История про бабушку, которая вызволяет внука-велосипедиста из мафиозного рабства, исполнена совсем не детской печали пополам с сюрреальным юмором и вызывает естественный позыв после просмотра позвонить родителям и наговорить им хороших слов. Мультфильму достаточно игривости и увлекательной детальности, чтобы понравиться ребенку, но считать все культурные отсылы сможет только человек с некоторым багажом знаний. Тот же градус сентиментальности Шоме поддержал и в «Иллюзионисте», дани почтения своему учителю, выдающемуся французскому кинематографисту Жаку Тати. Этот мультфильм в мировом прокате провалился, хоть удостоился высоких номинаций и премий.

«Южный парк: большой, длинный и необрезанный»

-7

И здесь мы вынуждены предупредить, что в мультфильме непомерно много матюгаются, потому что по-другому адекватно не перевести, ведь в этой полнометражке Трея Паркера и Мэтта Стоуна события закручиваются вокруг борьбы за нравственность подрастающего поколения. Как обычно, взрослые перегибают палку и все портят, накликав войну и приход Антихриста. Как и идущий двадцатый год сериал, полный метр касается слишком большого количества серьезных тем, хоть они и поданы глазами детей, которые оказываются разумнее взрослых. Разумеется, «Южный Парк» имеет рейтинг «18+», потому что б^@, на#*%. Такие же ограничения постигли и кукольную полнометражку «Отряд «Америка»: Всемирная полиция», где Паркер и Стоун жестоко высмеивают экспансивную политику США, борьбу с терроризмом ковровыми бомбардировками и насаждение демократии. У нас подобная сатира закончилась вместе с программой «Куклы».