Интервью с любимым автором и обзор книги «Лучшие сказки для малыша»
На неё нельзя было не обратить внимания. Она была очень яркой. Законодательницей мод. В эпоху совершенного дефицита она придумывала и шила для себя необычные шарфы с рукавами и капюшонами, носила шляпки и платья с кринолином. На станции метро, где она переходила на другую ветку, специально собирались модницы, чтоб увидеть, во что она одета... Несмотря на тяжёлое детство, она всегда обладала совершенно потрясающим жизнелюбием и тягой к радости. Ей хотелось создавать красоту и дарить ее людям:
«Папа был инженером, а мама — домохозяйкой. Она знала семь языков, но никогда на них не говорила, боялась. Я с самого детства что-то мастерила, шила. Помню, перед самой войной мы уехали к маминым родственникам в Ригу, где война нас и застала. Мы вернулись в Москву и затем эвакуировались в Чебоксары. Так случилось, что там почти одновременно мои родители серьезно заболели. Мне шел одиннадцатый год, а на мои плечи полностью легла забота о выживании семьи. Что только я ни делала: перекраивала и перешивала вещи, купленные на рынке; красила в луковичном отваре чулки, купленные в похоронном магазине; расписывала марлю детскими красками, делая из нее платки; пряла пух и вязала шапочки...
Потом все эти вещи, сделанные моими детскими руками, продавала на рынке. На платках были розы, лучезарные васильки... Я предупреждала, что стирать нельзя, но их все равно покупали. Родители выздоровели, а я заболела тифом. Выжила чудом. Потом поступила работать в «Окна ТАСС» «трафаретить». Стала получать рабочие карточки. Помню свои детские эмоции. Мне с самого детства хотелось, чтобы всем было хорошо, радостно и красиво.
После Победы мы вернулись в Москву. Я окончила школу рабочей молодежи и поступила в Московскую городскую художественную школу на факультет игрушки — это единственное учебное заведение с такой специализацией. Потом осталась там преподавать. В школе у нас был очень хороший преподаватель по скульптуре, который многому меня научил в профессии. На его занятиях я хорошо изучила анатомию, научилась чувствовать объем. Поэтому на моих рисунках звери похожи на зверей…»
В театр Сергея Образцова юная Лилия Майорова явилась с целым чемоданом своих кукол. Но её приняли только на должность уборщицы, другой свободной штатной единицы просто не было. Утром она мыла коридоры и театральные туалеты, а вечером шила своих удивительных кукол:
«В кукольный театр я пришла с чемоданчиком, в котором лежали мои авторские куклы. (В то время штатной единицы художника там не было.) Сергей Владимирович выложил их на стол, внимательно рассмотрел, вызвал сотрудников и сказал, надо бы что-то придумать, чтобы эта девушка осталась здесь работать. В театре имелись две свободные должности: уборщицы и рабочего сцены. Я согласилась работать уборщицей, но с условием, что после основной смены буду иметь возможность работать как художник. Потом много лет служила художником в театре под руководством С.В. Образцова. Эта работа немало дала для видения детской книги. Театр и книжки как-то слились. Придумывая их, я становлюсь и режиссером, и художником, и актером одновременно. Ведь мои книги — это игрушки, куклы. Все взаимосвязано.»
Позже она пришла в издательство, чтобы рисовать яркие иллюстрации к детским книгам. Лилия Моисеевна является автором совершенно необыкновенных книг-игрушек, созданных благодаря огромному желанию дарить детям радость. Александр Наумович Митте, супруг Лилии Моисеевны, часто вспоминает историю создания её первой книги-панорамы:
«Это очень смешная история. В своё время было такое издательство «Росгизместпром», выпускавшее бухгалтерские отчёты и папки. У них долго скапливались обрезки и Лилию попросили придумать что-нибудь с ними сделать. Так родилась книжка «Курочка-ряба» - эдакий миниатюрный театр, доступный каждому ребёнку. Книга имела невероятный успех и многократно переиздавалась – на всех языках и для всех стран. Вскоре сотрудники издательства попросили, чтобы их перепрофилировали – сначала они стали «Детским миром», а вскоре сменили название на «Малыш». В этом издательстве Майорова проработала всю жизнь и сделала более 100 книг – с ней сотрудничали такие прекрасные художники, как Виктор Чижиков, Евгений Чарушин, Михаил Скобелев, Анатолий Елисеев, Эрик Булатов… «Малыш» вообще был либерален по отношению к авангардистам, там царила невероятно творческая атмосфера. Трудилась Лилия не только в издательстве – она делала кукол в Театре кукол Сергея Образцова и была там всеобщей любимицей. Впрочем, это неудивительно - всё творчество Лилички посвящено любви и доброте.»
Лилия Майорова — художник, книжный график, дизайнер книги, автор, конструктор более 300 изобретенных лично ею книг-раскладушек, книг-панорам, книг-самоделок, книг-игрушек, книг-театров, а также дизайнер мебели, открыток, упаковки.
Её книги переводились на 26 языков и издавались в Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Польше, Португалии, Румынии, Финляндии, Франции, Чехословакии и других странах мира. Среди сконструированных, оформленных и придуманных ею книг: «Где обедал воробей?» (С. Маршак), «Сорока-белобока», «Курочка Ряба», «Сказка о глупом мышонке» (С. Маршак), «Золушка» (Ш. Перро), «Царевна Лягушка», «Мальчиш-Кибальчиш» (А. Гайдар), «Детки в клетке» (С. Маршак), «Игрушки» (А. Барто), «Петушок и бобовое зернышко», «Принцесса на горошине» (Г-.Х. Андерсен), «Русская ярмарка», «Гуси-лебеди», «Цирк» (Р. Сеф), «Кукла Оленька» (Е. Кан), «Гав-гав! Мяу-мяу! Ку-ка-ре-ку!» (Л. Майорова) и др. Книги, которые открывали мир и наполняли детство миллионов малышей добротой и радостью.
В интервью порталу «Сфера» Лилия Моисеевна подробно рассказала о своём творчестве, любимых книгах и разнице между славой и востребованностью.
Есть ли у вас любимая театральная кукла, книжка?
Обожаю книгу «Где обедал воробей?». Почему? Она «сработала» как никакая другая. Книга очень конструктивная по исполнению, и в ней заложен большой нравственный эффект. Вот крокодил проглотил воробья, но представляете, его можно вытащить за ниточку из крокодильей пасти. Дети были счастливы. После выхода книги приходило много писем от благодарных родителей и забавные письма от детей. Книга много раз переиздавалась. Реализованные в ней конструкторские идеи широко подхватили, особенно в зарубежных издательствах.
Каждая ваша книга — оригинальное конструктивное решение. Вы придерживаетесь определенной технологии?
Я никогда не повторяла одну конструктивную идею из книжки в книжку. Для каждой искала оригинальное, неожиданное решение, способное удивить ребенка. В одной из первых книг, «Курочка Ряба», персонажи были неподвижными, но их объем подчеркивала вырубка. А в «Русской ярмарке» на каждом развороте передано свое движение: качели, цирковая борьба, чаепитие, кукольный театр. В книге «Цирк» фигурки встают вертикально над плоскостью разворота. В «Игрушках» в объемный разворот включены движущиеся детали. Для создания объема по технологии в развороты вырубок включаются прямые линии. Сгиб придает объем мордам льва и крокодила в книжке «Где обедал воробей?», в книге «Детки в клетке» у обезьян открываются ромбики-ротики. Дети не обращают внимания на конструктивные условности вырубки. Для них важна доброта увиденного. Конструкция книги «Кто сказал “мяу”?» задумана так, чтобы персонажи выходили за пределы листа, высовывали к ребенку свои мордочки, и ребенок мог пожать лапку щенку. Ожившие персонажи — первая возможность для детей познакомиться с объемом, фигурками в пространстве. Движущиеся объемы привлекают малышей, приглашают к игре. Дети начинают играть с ожившей картинкой.
Вы рисовали иллюстрации и выступали в роли конструктора книг по произведениям Валентина Берестова, Агнии Барто, Самуила Маршака, Владимира Сутеева, Сергея Михалкова, Юнны Мориц и др. Вы сами выбирали произведение для создания книги?
Иногда я сначала придумывала макет книги и спрашивала разрешения в Министерстве просвещения на работу с автором. Тогда к готовым рисункам издательство заказывало поэту текст. Иногда мне давали произведение, по которому я конструировала макет. Много создавала книг по народным сказкам и стихам, в них спрятано много игровой выдумки. Часто тексты выбирались интуитивно. Когда читаешь, понимаешь, можно для него найти конструктивное решение или нет. Поэтому иногда приходилось отказываться. Важно, чтобы текст был яркий, театральный. Я старалась для каждого произведения создать свой красочный мир, выразить свое удивление.
У вас были интересные книжки-игрушки с куклами в разных нарядах. С детства помню куклу-подружку в леопардовом пальто. Это, по сути, первый журнал мод для девочек. Александр Наумович сказал, что это «глянец для самых маленьких». Как во времена байковых розовых платьиц в горох пришла такая идея?
Это была педагогическая работа. Нужно прививать детям хороший вкус, развивать воображение. Я изрезала свои платья, чтобы создать кукольные наряды. Прежде чем нарисовать нарядную подружку, нужно понять фактуру, крой платья, в которое она одета. Я была модницей, придумывала и шила себе наряды. Все делала сама.
Книжки-раскладушки, а тем более книжки-самоделки недолговечны. Не жаль?
Жаль, но это не страшно. В процессе игры с книгой ребенок становится исследователем, открывает для себя что-то новое, разбирает книгу-игрушку на части. Мои книги дают ребенку импульс развиваться, стремиться что-то сделать самому. Просто надо, чтобы таких книг стало больше и они были доступными.
Сегодня ваши идеи разлетелись по всему миру, и книжки-раскладушки очень популярны. Не обидно?
Когда мои идеи повторяли, я никогда не расстраивалась, потому что уже придумывала новое. В какой-то момент Комитет по печати обязал писать на книгах других художников, работающих в данной технике, «по типу» Майоровой. Успех моих книг был огромный, тиражи 2,5—3 млн экземпляров в год, и всё распродавалось, книги из-за высокой стоимости купить было трудно. Ведь их взялась делать только одна фабрика в Ростове-на-Дону.
Для вас слава имеет значение?
Славно, когда хвалят. Некоторые семьи собирали целые библиотеки моих книг. Это очень приятно. Один человек, уезжая в эмиграцию, сказал мне, что он оставляет здесь свою библиотеку, но мои книжки забирает с собой. Но мне важнее что-то делать для детей, что-то придумывать.
Фото: Анна Федулова (книга «Лучшие сказки для малыша» от издательства «АСТ. Малыш»)
Текст: Анна Федулова и портал «Сфера»