Мало кто знает, что Южный Урал активно представлен в столь популярном в нашей стране музыкальном жанре, как русский шансон. Если зайти на один из старейших сайтов Blatata.com, то обнаружится не менее десятка челябинских исполнителей темы «Мурки»: кто-то более известен, кто-то менее, а кто-то давно уже не ассоциируется с малой родиной.
Почти 30 лет живет и работает в столице челябинец Юрий Гарин – автор и исполнитель известного хита «Ханума». Он обладатель премии «Шансон года-2003», на его счету более 600 стихов и песен, более 300 музыкальных работ для радио, телевидения, театра, кино и рекламы. Даже тот, кто не знает Юрия Гарина, наверняка слышал его джинглы к известным телепрограммам.
Живет в Москве и уроженец Пласта, победитель конкурса «Шансон года-2012» Дмитрий Хмелев. В его активе не только четыре сольных альбома и несколько хитов, но и сотрудничество с известными российскими музыкантами Александром Розенбаумом и Евгением Маргулисом, а также продюсером Иосифом Пригожиным.
Нельзя не упомянуть и родившегося в южноуральской Кусе Сашу Стаканова, который сейчас живет в Екатеринбурге. За последние 12 лет он выпустил четыре альбома и выступил на таких фестивалях, как «Симфония двора» в Екатеринбурге и «Шансон над Волгой» в Тольятти.
А Ирина Круг? А Елена Дари? Не слыхали про такую? Ваши проблемы.
Но первым из южноуральцев, совершившим настоящий прорыв в жанре русской блатной песни, стал Александр Немец. Который, в отличие от своих коллег, не уехал за пределы Челябинской области и по сей день живет в родном Коркино.
ИЗВЕСТНЫЙ НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕМЕЦЪ
Музыкальная карьера Немца (настоящая фамилия – Шайбель, он действительно немец по отцу) началась, когда он служил в армии на Сахалине. Там южноуралец познакомился со своим будущим соавтором, воронежцем Владимиром Чуриковым (Воронежским), который оказался очень интересным поэтом. Правда, свою первую песню они сочинили уже после дембеля. Как рассказывает Александр, в 1985 году Чуриков прислал ему в Коркино письмо со стихами, на которые Немец написал музыку и попробовал все спеть. В итоге родилась композиция «Гость», и пошло-поехало. В 89-м году Немец отправился к армейскому другу и неожиданному соавтору в Воронеж записывать альбом. Качество записи было далеким от совершенства, но дебют состоялся. Тексты Воронежского оказались довольно авангардными, от большинства композиций русского шансона их отличала вменяемая поэзия, подкрепленная композиторским даром и искренним вокалом Немца. Песню «Хлеб» с этого диска часто крутили на радио «Маяк» и редакция постоянно просила у свежеиспеченных артистов дать для эфира новые вещи. А сам альбом (он не имел даже названия) непостижимым для Немца образом оказался в списках продаж… Ленинградского рок-клуба. «Мы как-то были в Ленинграде и попали в рок-клуб на Рубинштейна, 13, – вспоминает Александр Немец. – Еще Цой живой был, «Алиса»» набирала обороты. Там в закутке находилась студия звукозаписи, и в списке продаваемых рок-альбомов, как ни странно, я обнаружил себя между «Кино» и «Нолем». А ведь я к року отношения вообще не имею».
Следующий альбом коркинец и Воронежский записывали уже в московской студии, студийное время на которой делили с очень популярным тогда Вячеславом Малежиком. Работу под названием «Зона выживания», по мнению самого Немца, удачной считать нельзя, строгий к себе артист недоволен ни звуком, ни аранжировками. Но зато композиция «Колонна» («Наливники») пошла гулять по стране со страшной силой, без всякого Интернета стремительно набирая популярность. Тогда модными были фестивали «афганской песни», и ни один из них не обходился без исполнения «Колонны». Ее исполняли, не называя фамилии автора, ветераны войны в Афганистане искренне считали сочиненную Немцеи вещь «народной армейской». Это ли не признание точнейшего попадания в тему. В один миг прославившегося земляка постаралось попродвигать челябинское телевидение, на ЧГТРК благодаря Денису Вишне, смонтировали копеечный клип и регулярно крутили его в местном эфире.
Набив шишек с «Зоной выживания», новый альбом соавторы решили записывать в Питере. Это было самое начало 90-х, когда в Челябинске стали появляться первые бизнесмены, охотно дававшие деньги на различные творческие проекты. Немцу с Воронежским повезло: директор строительной фирмы в свое время слышал их дебютный альбом и выделил средства на запись нового диска, оплатив и дорогу, и студию. Альбом «В наши суетные дни» вышел в 1992 году и по качеству считается лучшим в творчестве Немца. На этот раз все было сделано безукоризненно, к тому же гитарные партии исполнил профессионал-сессионщик из Питера. Как и первые два альбома, «В наши суетные дни» сразу пошел по стране. Крупный московский аудиобизнесмен Геннадий Ушаков, владевший тогда сетью киосков звукозаписи по всей России и уже продвигавший таких отечественных музыкальных монстров, как Сергей Сарычев и группа "Альфа", буквально схватился за Немца в желании его раскрутить.
Армейские друзья решили к своему будущему подойти максимально серьезно и открыть в Челябинске собственную студию, где и собственный материал можно записывать, и на других артистах заработать. Добрый спонсор-строитель снова выделил деньги. «Это были пухлые пачки долларов, и их в обрез хватало на покупку необходимого студийного оборудования, - рассказывает Немец. – А вот на авиабилет средств уже не было, пришлось до Москвы ехать по железной дороге, в плацкартном вагоне. Надели на себя самую плохую одежду, фуфайки какие-то драные, реально притворяясь чуть ли не бродягами. Чтобы никто не заподозрил наличие у нас сумасшедшей по тем временам суммы в карманах. Закупленную аппаратуру везли обратно так же завернутую для маскировки в те же фуфайки, в туалет из купе выходя строго по очереди».
Так в Челябинске появилась отлично упакованная независимая студия. В которой кроме Немца успели записаться Павел Столбов, Гарри Ананасов и другие местные творцы. А у ее владельца рождались композиции не гладко, перфекционист Немец хотел добиться максимального качества звука, поэтому привлекал к работе все новых и новых сессионных музыкантов, требуя от них выкладываться по полной. А те требовали в ответ соответствующих гонораров, по 50 долларов за трек. Спонсорские деньги кончились. Чтобы оплатить услуги приглашенных гитаристов и клавишников, Немцу с Воронежским приходилось по ночам заниматься разгрузкой вагонов. А днем записывать свои песни. Первоначально полученный в студии продукт был отправлен на сведение могущественному Ушакову в Москву. Обладатель очень сложного характера Немец, услышав вариант сведения Ушакова, с московским «писателем» жутко разругался, разорвав с продюсером всяческие отношения. Собственными руками и языком растоптав шанс на выход в столицу и дальнейший всероссийский уровень. Александр с помощью челябинского гитариста и аранжировщика Павла Столбова сумел свести альбом так, как хотел только он сам. Под названием «Черта» сборник песен Немца увидел свет. Но только для местной публики, взявшийся за издание «Черты» хозяин уральского рекорд-лейбла «Ле Гран» Иван Саламасов, конечно, такими возможностями, как Ушаков, не обладал. Кассета была продана по Челябинской области тиражом почти в 12 тысяч копий, результат более чем приличный.
И все же по России слава о талантливом «шансонном» сонграйтере с Южного Урала пошла. Несколько песен Немца взяла для собственного исполнения очень популярная в 90-х певица Вика Чинская, а в 2000 году записями Немца заинтересовался московский блатник Сергей Чигрин по прозвищу Серега Рыжий. Чигрину так понравилась «Черта», что он отнес альбом на небольшую московскую студию «Блат рекордс», где напечатали десятки тысяч его копий. В том же 2000 году Немец записал альбом «Натура», но его сведение длилось очень долго и оказалось настолько некачественным, что работа в итоге так и не вышла. К тому же Рыжему нужны были чисто блатные песни с тюремной лирикой, которые лучше продавались, а в «Натуре» была лишь пара воровских песен, да и то больше шуточного содержания. Для работы над релизом 2001 года «Не грустите, лысые» Чигрин подарил Немцу компьютер (царский презент по тем временам), чтобы характерный коркинский шансонье мог сам нормально заниматься сведением. На этот раз и тюремной лирики хватило, и звук удалось сделать хорошим, так что диск вышел на «Блат рекордс» огромным тиражом.
УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОБРЕТЕННАЯ ВЕРА
Люди, знакомые с Александром Немцем, отмечают, что он мог бы быть не менее известным, чем другой артист, прорвавшийся из провинции на всероссийский уровень, - Михаил Круг. Песни коркинца отличаются качественными текстами и красивыми мелодиями. Но пробиться на вершину помешал непростой характер. «Конечно, у меня сложный характер, всегда был сложный, – соглашается Александр Немец. – Я вообще не считаю себя мягким или податливым, зато не дурак, по крайней мере».
За все годы активной музыкальной деятельности Немец так ни разу и не выступил ни в Москве, ни в Челябинске, только в родном Коркино. «В кабаках я тоже никогда не играл, - говорит Немец, - нужно было бегать, предлагаться, а я не такой человек, чтобы себя рекламировать. Я больше сочиняю». Не получилось выступить и на столичном фестивале «Шансон года», хотя Немца приглашали, и он даже туда приехал. «Если примитивно объяснять, я прибыл в Москву буквально в дырявых башмаках, думал, хоть какие-то деньги выделят до концерта, но оплату обещали только после, - рассказывает Александр. - Я говорю: мне даже выступать не в чем. Бесполезно. Поругались, и я уехал».
Последний раз Немец выходил на сцену в 2002 году, а затем просто исчез из мира музыки на долгие 15 лет. «Я долго был в поиске истины и в итоге пришел к православию. Как будто до этого сидел в погребе, забитым плотной крышкой, а в один момент его приоткрыло, воздух пошел. Этот процесс отодвинул меня от всего, я был полностью погружен в веру, тянуло только туда», – рассказывает Александр Немец. Сейчас артист вернулся к мирской жизни и к творчеству, даже сам начал писать тексты к своим песням, чего раньше не делал. «Я вообще думал крест поставить на блатной тематике, но с годами смотрю: групп, исполнителей, ой, как много стало, и все поют русский шансон. Так что пробую снова это делать, но со своим уклоном, чтобы было не как у всех», – говорит Немец. И как истинный творец не от мира сего продолжает: «Хочу не просто альбом издать, а написать песен сколько смогу».
УРАЛЬСКАЯ КОРОЛЕВА РУССКОГО ШАНСОНА
Удивительная история челябинской Золушки Ирины Круг давно стала достоянием светской прессы, перетирающей пикантные подробности из жизни звезд. Еще работая официанткой в ресторане гостиницы «Малахит», челябинка познакомилась с признанным лидером среди прочих исполнителей блатных песен Михаилом Кругом, который предложил ей сначала работу костюмера в его коллективе, а затем руку и сердце. Считать ли это достижением? Конечно, нет, просто редчайший счастливый случай. Реальный же музыкальный прорыв Ирина Круг сделала уже после трагической смерти известного мужа, став самой популярной исполнительницей русского шансона в стране. И в жесточайшей битве за зрительское признание ей помогла не столько известная фамилия (псевдоним, настоящая фамилия Круга – Воробьев), сколько воля к победе, талант и потрясающее трудолюбие. Челябинск абсолютно вправе испытывать гордость за свою землячку.
После смерти Круга его вдова, приняв решение начать собственную артистическую карьеру, начала с самого правильного шага – обработала неопубликованные материалы мужа. Михаил был весьма плодовитым автором и красивые мелодии умел сочинять получше многих. Грех было не воспользоваться таким творческим багажом. «Многие знают лишь одну Мишину песню «Владимирский централ», а у него их сотни — замечательных, пронзительных, - рассказывает Ирина Глазко (ее «челябинская» фамилия). - Я разбирала Мишины тетради, перечитывала стихи, от которых мурашки по коже, и плакала». Одновременно с этим Ирина берет уроки вокала, занимается сольфеджио. Золушка, говорите? Вообще-то в Челябинске она с детства занималась в театральном кружке. И закончила торговый техникум, так что не только петь умела, но и в финансовом планировании немного разбиралась.
В 2004 году у Ирины Круг при помощи композитора Леонида Телешева и при поддержке Вадима и Вики Цыгановых выходит первый альбом с говорящим названием «Первая осень разлуки». И он нравится публике!
- Конечно, на первых порах Ирина часто слышала в свой адрес обидное: «Взяла имя Круга и поехала выступать» - говорит автор книги «Владимирский централ» Евгений Новиков. – На самом деле ей пришлось очень много работать над собой, прежде чем начать выступления. Многие полагали, что Ира будет петь только песни известного на всю страну мужа, но она решила расширить свой репертуар, стала искать новых авторов. Конечно, в первое время почитатели Михаила принимали челябинку настороженно, но вскоре ситуация изменилась. У Ирины появились свои поклонники, а к ним стали присоединяться многие из тех, кто любил творчество Круга.
Уже на следующий год после выхода дебютного альбома Ирина Круг стала лауреатом премии «Шансон года» в номинации «Открытие года». Вскоре выпущен второй альбом, который тоже оказался успешным. Челябинка продолжает трудиться и получает высшее образование, на родине мужа закончив с отличием Тверской государственный университет. Сегодня у Ирины Круг 19 выпущенных альбомов, многочисленные фестивальные премии и награды, плотный гастрольный график и постоянные аншлаги. Так что никакая она не Золушка, а настоящая королева русского шансона из Челябинска.
НОВАЯ БЛАТАТА
В культовой для каждого отечественного ценителя блатной песни энциклопедии Максима Кравчинского «История русского шансона» Челябинск впервые упоминается вовсе не в тексте про Немца, Круг или Сашу Стаканова. Отмечая южноуральский вклад в развитие жанра, московский эксперт с огромным уважением произносит фамилию челябинского журналиста и меломана Виктора Золотухина – создателя одного из старейших и авторитетных сайтов Blatata.com. О чем пишет портал, понятно из названия. Южноуральская массовая аудитория знала Золотухина по работе на радио – вначале на андеграунд-станции «АП-волна», а затем в именитой программе «Новый день» на ЧГТРК. Виктор ставил в эфир эстраду и рок, брал интервью и читал тексты журналистов, а сам в это время работал над собственным увлечением, ставшим в итоге делом жизни.
- Меня тогда очень интересовала музыка русских шансон-эмигрантов вроде Бориса Рубашкина или советских блатных подпольщиков вроде Северного и Шандрикова, - рассказывает Виктор Золотухин. – Желая поделиться собранной информацией, я создал в 2000 году сайт с таким доменным именем, чтобы всем сразу было понятно, о чем и о ком здесь пойдет речь. – Рад, что удалось привлечь к сотрудничеству людей, кто действительно разбирается в теме такого непростого на самом деле жанра, как русский шансон. Мой сайт публикует, например, материалы Михаила Дюкова – музыковеда из Калининграда, Алексея Адамова, руководителя телепрограмм «Русская песня» из Москвы, да и тот же Кравчинский у меня печатается.
Виктор Золотухин выступает скорее как культуртрегер в своей сфере: Blatata.com – не самый доходный продукт, деньги заносят разве что раз в год продюсеры, желающие разместить информацию о своем подопечном или его свежий трек на столь уважаемом среди целевой аудитории ресурсе. Сейчас Виктор готовит новый интернет-проект, посвященный не только шансону, но и всему прошлому отечественной музыки.