Приходилось ли вам когда-нибудь учить своих детей? Был ли этот опыт успешным? Понравился ли вам — и процесс и результат? А вашему ребенку ;) ?
У меня такой опыт был однажды. На системной основе, я имею в виду, чтобы каждый день, по программе, а не разово помочь с задачкой.
Я готовила старшего сына к поступлению в 4 класс школы Интеллектуал. Условие поступления - сдать задачи по курсу математики Я.И.Абрамсона за предыдущие два года. Нам выдали зеленый учебник под чудесным названием “Уроки математики в первом классе”.
Первым уроком курса идет тема “Перевод чисел в разные системы счисления, сложение и умножение в разных системах счисления” - от двоичной до шестнадцатеричной. Затем переход к степенным функциям, корням и логарифмам. Вторая часть учебника - планиметрия, параллельность и перпендикулярность прямых, признаки равенства треугольников, и тому подобное.
Я прочла оглавления, и решила — ничего сложного. Разберемся. Учебник написан понятно, автор придумал очень прикольные игровые и наглядные схемы объяснения для детей. Ребенок не тупица, и процесс пошел.
Но не так гладко и быстро, как мне хотелось бы. Вроде бы вместе прочли, все понял. А начал сам делать - все опять не понятно. Решить не может. Возвращаемся к исходной точке, объясняем, ползем на коленочках к ответу. Ползем вместе - понимает, один - полная остановка, нет движения.
И на такой мелочи простой, простой, черрррт побери. Опять объясняю, и проде до конца дошел, но опять в конце напутал… Неужели мой ребенок таки идиот????? Через тройку попыток я вне себя и ору - палку сейчас возьму и по башке ударю, чтобы отца с матерью, физфак закончивших, не позорил!
Результата нам удалось добиться, ребёнок работу сдал и поступил. Ему это стоило труда, усилий, и немножко унижений. Мне — труда, нервов, и в самом конце — обретенного смирения.
Я на практике поняла, что труд учителя — тяжелый труд. В конце пути забываешь, как шел в начале. С какой скоростью, усилием, с каким трудом. Как долго и терпеливо закладывались основы мышления - в начальной, средней школе. Как ползал на коленках, терпеливо и многократно осмысляя то, что теперь кажется очевидным и простым. Забыл, кто терпеливо ползал с тобою рядом :) Кажется, все сам, все сам.
Любимый и мудрый учитель Роман Борисович Соловьев говорит: “Педагогика — искусство дистанции”. Для себя я это понимаю так: учитель должен давать пространство для самостоятельных попыток, усилий, и да — пространство для неудач. Давать свободу развития, вести, но не заставлять.
Когда учишь своего ребенка — он слишком дорог, слишком самопроекция, слишком много возлагается надежд. Ты будешь это знать, не отвертишься! и сразу у него желание отвертеться :) .
Поэтому я предпочитаю, чтобы моего ребенка учили профессионалы, владеющие искусством дистанции. А что думаете вы?
31 марта, в 16 часов, состоится очередная встреча по программе 1 класса, стартующего в сентябре в библиотеке им. Достоевского на Чистых прудах. Запись на встречу — http://classes.childrenscience.ru/kids