Вчера на своем заседании члены СПб Союза театральных деятеле приняли решение исключить из своих рядов директора театра «Русская антреприза» Рудольфа Фурманова.
Приведем для начала строки из газеты «Петербургский дневник», цитата:
«Правление петербургского Союза театральных деятелей исключило директора театра «Русская антреприза» Рудольфа Фурманова из организации.
По мнению театральных деятелей, у Фурманова есть интерес в «принятии городскими властями решений, которые ограничили бы руководителей государственных театров в вопросах формирования творческих коллективов и планировании текущего репертуара»,
конец цитаты.
С этим тезисом Рудольф Фурманов не согласен. Он уверен, что некоторые руководители петербургских театров незаконно занимают свою должность. И вновь цитата: «Власть не ограничивает деятельность театров. Еще никогда государством не выделялось столько средств на работу театров, как сейчас. А директора некоторых петербургских театров просто не хотят терять свое место. Я представил программу, в которой предложил отказаться от бессрочных договоров для руководителей театров. Конечно, многим это не понравилось. Все хотят быть руководителями вечно, а мы тем временем теряем профессиональных талантливых актеров и режиссеров», конец цитаты.
Фурманов уверен, что пока в Петербурге будет существовать «мафия Новикова», ничем хорошим для театров это не закончится. Ранее Фурманов представил программу развития петербургской культуры до 2023 года временно исполняющему обязанности губернатора Петербурга Александру Беглову.
А теперь мнение рядового зрителя. Борьба театральных деятелей идет даже не за зрителя, а за деньги. Чем меньше останется в Санкт-Петербурге театров, тем больше денег достанется уцелевшим.
Теперь немного истории. В доисторические времена институт театра возник стихийно в форме уличной прививки от пресловутой народной доверчивости и мерзостей социального и религиозного гнета. Но современный российский театр перестал быть такой прививкой после того как он сам превратился в безраздельную вотчину главного режиссера. Никакой диктатор не позволит открыто протестовать против самовластия, так этот протест, прозвучи он со сцены, в первую очередь грозит ему самому. Если сегодня на сцене и присутствует бунт, то все самое светлое и чистое в человеке протестует против соцреализма и всего того, чтобы было с ним связано.
Но не будем так спешить. В этом году исполняется ровно сто лет со дня открытия в Петрограде Большого драматического театра. В просторечии БДТ.
На полях Гражданской войны еще полыхали сражения, но Максим Горький и Александр Блок убедили молодой советское правительство открыть в Петрограде театр. И начал свою театральную деятельность Большой драматический театр со спектакля Фридриха Шиллера «Дон Карлос». Нет другой такой пьесы, которая бы с такой остротой обличала тоталитаризм и все последствия этого тоталитаризма. А в пьесе «Разбойники» петроградские актеры открыто обвиняли кровожадных деспотов в том, что по их вине лучшие сыновья государства кончают жизнь самоубийством или же оказываются среди разбойников. Сегодня же в образах королей-дикторов мы зачастую можем видеть самих главных режиссеров российских театров, так рьяно протестующих против невежества и пресловутой народной глупости. Театр без зрителя - не театр, а душный кабинет монарха. И никакие финансовые вливания его не спасут, если он превратился в инквизиционную камеру, внутри которой слуги-актеры транслируют речи и мысли режиссера-инквизитора, не позволяющего лучам света в виде запросов времени проникнуть в его замшелый закуток. Театр не создавался для того, чтобы раскрепостить души интеллигенции, которые она сама успешно раскрепощает. Театр может с успехом обращаться к простом людям, предупреждая их об опасностях тирании, и убеждая в справедливости борьбы за равноправие, основанное на том, что перед Богом все люди равны.