Найти тему
ГенДзен

Почему в России и Америке дети из бедных семей не могут разбогатеть и стать успешными

Оглавление

Воспитание детей традиционно считается личным делом каждой семьи, это та зона, куда родители порой просто не пускают. Подход к воспитанию, как все привыкли думать, формируется исходя из психологии, пережитого в детстве опыта и социальных стереотипов. Однако это не совсем так. Экономисты Фабрицио Цилиботти и Маттиас Дёпке считают, что для получения целостной картины необходимо также учитывать экономическую ситуацию в каждой отдельно взятой стране.

Никаких поблажек

По словам исследователей, наиболее важным для воспитания детей в аспекте экономической среды является показатель экономического неравенства. В обществе, где существует большой разрыв между богатыми и бедными, родители ощущают острую необходимость подталкивать своих детей к тому, чтобы они преуспевали в школе, поступили в престижный вуз и в итоге устроились на высокооплачиваемую работу. Так называемое «вертолетное воспитание», при котором родители уделяют чрезвычайно большое внимание ребенку или его переживаниям и проблемам, в частности, в области учебы, характерно для таких стран, как, скажем, Китай, США и Россия. По данным исследования Калифорнийского университета в Ирвайне, ⁠в 60–70-х годах прошлого века американцы проводили с детьми в два раза меньше времени, чем сегодня: 54 минуты в день в 1965-м против 104 минут в 2012 году.

С этой точки зрения интересно и другое исследование — сравнение методов воспитания детей в СССР и современной России. Чтобы выяснить, как изменились воспитательные модели, старший научный сотрудник Института социологии РАН Лидия Окольская сравнила выводы двух обширных социологических опросов, которые проводились в 1989 и 1999 годах. И в том, и в другом случае респондентам предлагали список качеств, которые они хотели бы видеть у собственных детей. Выяснилось, что всего лишь за 10 лет — с 1989 по 1999 годы — в обществе значительно усилились эгоистические тенденции. В противовес доминировавшим ранее честности, порядочности и любви к дому и Родине, возросло желание «не упустить своего» и «занять видное положение».

-2

В СССР, как в стране с низким уровнем экономического неравенства, родители могли позволить себе быть более расслабленными и предоставить своим детям определенную свободу. Сейчас такой разрешительный стиль воспитания преобладает, например, в странах Скандинавии. Когда СССР перестал существовать, и экономическая ситуация в корне изменилась, тут же трансформировался и подход к воспитанию детей. «Существует мнение, что сегодня детство перестало быть таким уж радостным и беззаботным периодом жизни. В обществах с высокой конкуренцией детство — трамплин для будущего успеха, в то время как в эгалитарном обществе дети имеют больше возможностей для того, чтобы просто наслаждаться беззаботной детской жизнью», — констатируют Цилиботти и Дёпке.

Опустили руки

С другой стороны, чем выше уровень неравенства, тем разнообразнее могут быть стили воспитания в разных слоях общества. Объясняется это тем, что неравенство влияет на доступ людей к разного рода возможностям. Например, родители из среднего класса будут почти наверняка применять авторитетную или авторитарную модели, поскольку они могут дать ребенку хорошее образование и со спокойным сердцем отпустить его во взрослую жизнь. В то же время в бедных семьях дети могут быть предоставлены сами себе. Родители с низким уровнем доходов зачастую уверены, что их усилия особо ни к чему не приведут, что доступ к лучшей жизни для них и их детей закрыт, а значит, нет смысла стараться.

-3

Примечательно также, что стиль воспитания зачастую взаимосвязан с количеством детей в семье. Когда родители отдают предпочтение авторитетной или авторитарной модели воспитания, становится проблематичным иметь много детей, потому что для их воспитания потребуется невероятное количество времени и усилий. В то же время разрешительный подход позволяет заводить большую семью. Это в какой-то степени объясняет, почему многие люди, имеющие весьма скромные доходы, заводят двоих и более детей. В отличие от представителей того же среднего класса, они изначально не планируют вкладываться в образование детей или обеспечивать их отдельным жильем. В таком случае ребенку приходится учиться быть самостоятельным.