Давайте для начала разберёмся, чем отличается добрый человек от злого, на уровне на ступенечку более взрослом, чем "есть объективные добро и зло". Ведь объективных добра и зла не существует. Они субъективные.
Попытка натянуть понятие добра на реалии сложного многогранного мира говорит о том, что доброго человека можно опознать по тому, что он помогает другим. В первую очередь - слабым. Тем, кто слабее него. Но что заставляет человека помогать другим? Две вещи. Долг и сочувствие. Детские книги научили нас, что добрые люди помогают не потому, что должны, а потому, что могут. Значит, добрый человек - это человек сочувствующий.
Эмпатия у человека до лет пяти, где-то, как таковая, в полной мере не функционирует. Это не оскорбление маленьких человеческих личинусов. Это наука. Функционал человеческого тела в целом, и мозга, в частности, включается постепенно, по мере того, как предыдущие функции были в полной мере обкатаны. Эмпатия - штука многогранная и сложная. И до возраста пяти-шести лет в полной мере и не нужна. Достаточно просто научиться распознавать эмоции страшных больших человеков и научиться при помощи этого знания избегать трындюлей. А по возможности, ещё и манипулировать.
Иными словами, до пяти лет ребёнок - злой. Ибо он не может в должной мере сочувствовать другим людям. Впрочем, ему это нельзя ставить в вину. Ресурсов детского тельца и на поддержание достойного уровня жизни обладателя тельца не всегда хватает. Помогать другим человеческим существам крайне сложно.
Но... человеческие детёныши иногда помогают другим людям. Потому что родители их научили тому, что детёныши должны. Родительский авторитет продавил эту линию поведения, как выгодную. Ведь "добрых деток все любят".
Маленькие дошколята не бывают добрыми. Зато они умеют имитировать доброту. Но при этом они способны без малейших угрызений совести манипулировать взрослыми.
В районе первых классов у ребёнка уже в полной мере работают те механизмы мозга, которые отвечают за сочувствие. И маленький человек учится использовать эти механизмы для жизни в обществе. И вот на этом этапе и происходит отделение добрых от злых.
Отделение тех, кто действительно сочувствует, и тех, кто лишь имитирует сочувствие. И это отделение проходит по чёткому водоразделу. По действиям.
Имитатор будет сочувствовать только на словах. Он не сочувствует на самом деле. Он просто хочет, чтобы его считали добрым. Потому что добрый - это хорошо. Добрый - это выгодно. И человек очень хочет считать себя хорошим. Разумеется, есть такие злые дети, которые даже не думают имитировать доброняшность. Однако, с ними чуточку проще. Такие дети очень искренни в своих словах и поступках, и отличить того, кто заботящийся о животных драчливый няша от просто хулиганья взрослому дяде проще. Но вот отличить улыбчивую добрую Машеньку от улыбчивой лживой имитаторши Наденьки - уже задача нетривиальная.
По-настоящему добрый ребёнок будет не просто мягким. Он будет свою мягкость подтверждать делом. Он будет искренне делиться. Он будет делать добро в ущерб себе. Он будет терять материально, морально, физически. Только по-настоящему добрая девочка ничуть не сомневаясь, разобьёт свою копилочку, чтобы внести денюжку в пожертвования больному раком дяденьке. Только по-настоящему добрый мальчик задержится после школы, чтобы соорудить подручными силами подобие будки для бродячей собаки.
Для добрых детей нормально творить добро без разбора. Без оценки последствий и необходимости этих поступков. К этому моменту ребёнок действует по схемам, которые усвоил ранее. Что добро - это всегда хорошо. Что добро - всегда вернётся. В его простом мире за справедливость мира отвечают взрослые. И совсем недавно взрослый человек летал над ним незримой тенью, одобряя и поощряя его поступки. Либо же становясь наказанием с должной степень неотвратимости.
Жестокость эффективна. Постановка вопроса ребром. Запугивание. Наказание. Жестокость позволяет экономить силы.
Мягкие слова и увещевания требуют много сил. Жестокое неотвратимое, возможно, чрезмерное наказание имеет куда больше шансов убедить человека, что так делать больше не надо. Не просто так появилось выражение "осторожно, доброта". Вспомните, например, Роршаха из небезызвестных "Хранителей". Вспомните, что этот вне всякого сомнения добрый персонаж сделал с педофилом. В фильме или в графической новелле, не важно. Жестоко. Эффективно. Наказание, нацеленное не только на этого педофила, но и на каждого возможного ублюдка, который только подумает встать на пути стихийного бедствия под названием "добрый дядя Роршах".
Жестокость помогает избегать нежелательных просьб. К жестокому человеку с просьбой обратятся строго тогда, когда без этого жестокого человека уже не обойтись. То есть... не будут дёргать по мелочам. Научатся сами решать свои проблемы. И только тогда, когда иначе уже не справиться, дёрнут жестокого человека. И этот жестокий человек, возможно с матом, поможет. Поможет, не щадя себя. Потому что жестокий человек, как правило, жесток не только к другим, но и к себе.
Жестокость позволяет сохранить психику. Прошедший многое добряк, страдающий не только за себя, но и за других, начинает отделять зёрна от плевел. Прежде чем сочувствовать другому человеку, он думает, что сам бы сделал на месте другого человека. Смог бы попасть на это место. Нельзя сочувствовать другому человеку, если ты не способен представить себя на его месте. Добряк, часто помогавший другим людям, имеет жизненный опыт. То есть, становится умнее или мудрее. Или умнее и мудрее. Либо вымирает. А умный и мудрый человек умеет не попадать в тупые ситуации. Он отделяет в своей голове алкоголика, который по пьяни влез в драку и пострадал, от парня, который заступился за девушку и пострадал. Один достоин его сочувствия, а другой - нет.
Надо понимать, что злой человек, чаще всего, не осознаёт, что он злой. Он искренне считает себя добрым няшечкой. Однако, "скажи мне, кому ты сочувствуешь, и я скажу тебе, кто ты". Ты жалеешь наркомана? Значит, ты считаешь допустимым продавать нажитое твоей семьёй ради дозы. Вы действительно считаете, что добрый человек счёл бы допустимым обворовывать собственную семью ради какого-то там кайфа? Да-да-да. Добрый человек потому и жестокий - он не считает нужным жалеть тех, на чьё место себя не поставит. Он не считает нужным жалеть идиотов и шваль. А злой - вполне себе считает это нормальным. Он потому и мягкий. Он считает допустимым все те действия. И он не собирается ничего делать, кроме как словесно жалеть и одобрять поведение всех подряд.
Я ни в коем случае не утверждаю, что все жестокие люди добрые. Или что все злые люди мягкие. Однако, это очень частое явление в нашей жизни. Любители мягко стелить и потерявшие коня благородные рыцари в проржавевших доспехах. Впрочем, это всего лишь непопулярное мнение.