Честь и уважение купцам прежних времен – первооткрывателям. Один из них бросался в путь к далеким краям за богатством и золотом, а вторым двигала жажда приключений, открытий и кураж. Слухи о жемчужных и золотых странах толкали смелых и отчаянных в долгий и неизвестный путь.
Веками формировались торговые пути в регионах, затем между более далекими странами. Таким образом в кругооборот обмена товарами и драгоценностями вовлеклись практически все континенты.
Так же между Западными странами и Азией был проложен Великий Шелковый путь. Он прошел огромной магистралью через невообразимые территории и через долгие века, и обеспечил тысячелетний диалог между разными культурами, экономиками и цивилизациями.
Как, когда и почему появился Шелковый Путь?
Формирование Шелкового Пути связано с именем китайского посла Чжан Цянь, который был послан в Центральную Азию с дипломатической миссией. В 138 году он отправился к кочевникам из племени юэджей с целью установления сотрудничества между ними и империей Хань для борьбы с кочевниками племени сюнну. Так как дорога из Запада в Азию была непроходима из-за множества горных цепей, китайская цивилизация была отстранена от внешнего кипящего мира. Благодаря этому случаю, Чжан Цянь стал первым китайцем, побывавшим в Средней Азии (Узбекистан, Афганистан, Таджикистан). Он узнал, что в этих краях у китайских товаров есть огромный спрос, и открыл много товаров, о которых в его стране и не слыхали. После того, как посол после миссии вернулся на родину, он предложил план прямой торговли с странами Средней Азии. Таким образом и было проложено начало Великого Шелкового Пути, который в результате связал великие государства узами торговли – Европу, Китай, Индию и Ближний Восток. Этот огромный путь из нескольких ветвей, общей длиной более 7 тыс. км, прослужила более 1.5 тысяч лет.
Великий Шелковый Путь состоял из нескольких торговый путей. По первому из них перевозился камень лазурит, поэтому эту дорогу назвали «лазуритовый путь». Этот камень был очень востребован в Египте, Иране. По второй дороге – «нефритовому пути», в Китай везли драгоценный камень нефрит. По третьей – «собольей дороге» – провозили пушнину. Затем же стал развиваться путь, по которому в Западные государства везли шелк.
Шелк, который был изобретен в Китае, был самым востребованным товаром, и он же определил название Великой дороги. Шелк был очень удобен в логистике, был легким и не портился. А цена оправдывала все средства – шелк продавали на Западе дороже золота.
Несмотря на то, что направления пути постоянно расширялись и менялись, можно выделить несколько направлений Великого Шелкового Пути.
Причины угасания Великого Шелкового Пути
Основной причиной упадка Великого Шелкового Пути является развитие мореплавания и морской торговли. Торговля по водным дорогам вдоль берегов Ближнего Востока и некоторых частей Азии был более привлекательным: морской путь из Персидского залива в Китай занимала около 150 дней вместо 300 в случае сухопутных караванов, которые направлялись из Азова в Пекин. К тому же, всего один корабль вмещал в себя столько же товара, сколько один большой караван с 1000 верблюдов. В результате сухопутный Шелковый Путь перестал существовать, и осталась лишь одна ее часть – путь между Средней Азией и Китаем.