Сила воды зажигает свет в домах
1 апреля самой северной в мире подземной гидроэлектростанции Борисоглебской исполнится 55 лет. Ее мощность 56 мегаватт, она обеспечивает электроэнергией Заполярный и экспортирует «свет» в Норвегию. Корреспонденты «Мурманского вестника» недавно побывали на станции и познакомились с ее работой.
Машинный зал ГЭС расположен в скале на глубине 50 метров. Вода из реки Паз проходит длинный путь в 854 метра по тоннелю в скальных породах, а попадая на лопасти турбин, зажигает лампочки в домах и на производствах. Борисоглебская станция входит в состав каскада Пазских ГЭС ПАО «ТГК-1» и является его нижней ступенью. Выше по реке находятся норвежские электростанции Скугфосс и Мелькефосс, российские Хевоскоски, Раякоски, Янискоски и Кайтакоски. У Борисоглебской самое крупное на каскаде пристанционное хранилище протяженностью 41 километр.
- Ледник, который прошел здесь, создал интересный рельеф - разрезал фьордами Норвегию и сделал такую необычную структуру реки с перепадом в 119 метров. Изначально река представляла собой систему озер, которые соединялись протоками через водопады. В начале прошлого столетия на порог Сколтефос обратила внимание норвежская компания «Сюдварангер», в четырех километрах от нынешней Борисоглебской ГЭС у них находился и находится открытый рудник. Представители компании обращались к нашему правительству, чтобы им выдали концессию на использование этого водопада для снабжения рудника электроэнергией. Они тогда оценили мощность потенциальной гидроэлектростанции в 3 тысячи киловатт. Однако в 1907 году профессор Альбинский прибыл сюда и провел свой анализ. Он оценил возможную мощность станции до 37 тысяч киловатт, а предложение норвежцев счел невыгодным, - рассказал директор каскада Пазских ГЭС Николай Воробьев.
По плотине энергообъекта проходит государственная граница России и Норвегии. На правом берегу водохранилища расположены поселки Никель и Сальмиярви, российская таможня и пограничные заставы, на левой стороне - город Киркенес, поселок Сванвик и многочисленные хуторские хозяйства.
- 18 декабря 1957 года было заключено соглашение между СССР и Норвегией о разделении гидроресурсов реки Патсайоки-Пасвикэльв. Сначала хотели построить классическую станцию на левом берегу, но, проведя анализ, поняли, что выгоднее и эффективнее сделать деривационную подземную ГЭС. И стоит она на норвежском берегу, по этому соглашению сотрудники ГЭС могут пересекать границу в служебных целях, - отметил Николай Воробьев.
Борисоглебская ГЭС - самая мощная в каскаде, она работает как на внутренний рынок, так и на экспорт. Например, сейчас обе линии станции поставляют электроэнергию Норвегии. На то, какая часть «света» уйдет загранице, а какая - в города и поселки Кольского Заполярья, влияет множество факторов.
- Электроэнергия не является энергоносителем, это не нефть и не газ. Это продукт высокотехнологической переработки, товар, который мы продаем в сеть. Она - энергосбыту, а он - потребителям, - рассказал Николай Анатольевич. - На процент экспорта и в целом загрузку оборудования влияют разные факторы: расход воды, ремонтная кампания, спрос на электроэнергию, требования безопасности и ценовая политика. Мы подчиняемся указаниям регионального диспетчерского управления энергосистемы Мурманской области. Если возникнет необходимость, то, несмотря на наши договоренности по экспорту или экономическую выгоду, мы обязаны повернуть несколько ступеней или весь каскад на Россию.
Оборудование станции регулярно обновляется, многие процессы цифровизируются. Дежурным сотрудникам не нужно денно и нощно следить за работой объекта, в пять вечера они уже уходят домой, а станцией управляют с центрального пульта Раякоски ГЭС.
- Во всех аналоговых системах, когда настраиваешь один параметр, меняется и другой. В цифровой же можно каждый параметр «подкрутить» отдельно. Это лучше, но техника более сложная, - пояснил директор каскада.
Творчества в профессии гидроэнергетика мало, нужно четко следовать графику и планировать работу заранее, однако гибкость рынка держит отрасль в постоянном движении, не давая возможности заскучать.