Аршинов мерного кружева, сплетённых 150 лет тому назад в уездном городе Мценске Орловской губернии, хватило бы на «кружевной» путь в 1139 километров. Таково расстояние от Мценска до Казани. Но никто, даже в мыслях, не посмел бы в то время так измерять объемы тончайшей работы мценских кружевниц. Ведь этим кружевам цены нет!
В 1900 году, на Всемирной Парижской выставке, утонченная красота мценских кружев буквально околдовала публику и за эту магию рукоделие было удостоено престижной серебряной медали. 35 государств мира с гордостью представили в Париже 75 тысяч своих экспонатов. И среди всего того, что, по мнению устроителей выставки, «определяло философию времени» и «выражало суть XIX века» – работы Мценской школы кружевниц княгини Анны Тенишевой.
Так мценские кружева, ставшие венцом российского рукоделия ещё в середине XVII века, окончательно закрепили за промыслом мировое признание. Их качество высоко ценилось российским императорским двором: наряды, обувь и даже кареты которого были сплошь оторочены мценским кружевом. Да и перекупщицы тонкой работы кружевниц – своего не упускали.
Традиции мценского коклюшечного кружевоплетения были заложены ещё задолго до начала работы кружевной мануфактуры помещицы Протасовой. Увы, история не сохранила её имени и точной даты основания мануфактуры. Этих упоминаний нет и в книге Софьи Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). Автор лишь говорит, что видела во Мценске кружевниц этой мануфактуры, которые уже доживали свой век. Но было время, когда для обучения мценских девушек секретам рукоделия, Протасова из Бельгии выписывала опытных наставниц. Это якобы они в кратчайшие сроки и обучили 1200 мценских мастериц премудростям плетения кружев на «иностранный манер».
Задолго до появления кружевной мануфактуры Протасовой город Мценск был крупным торговым центром и таможенным городом. Здесь не только оседало великое множество разнообразного товара. Отсюда торговыми путями расходились по всему свету мценские кружева.
Княгиня Анна Тенишева 120 лет назад открыла в Мценске Школу кружевниц и закрепила за мценским кружевом статус культурного мирового наследия. Преподаватель Мценской художественной школы Нина Савенкова 27 лет назад возобновила её работу. И ни одна из этих русских женщин не отреклась от своей мечты: продлить жизнь древнему ремеслу.
Вот мы и подумали: раз давно мечтаем узнать о легендарном русском промысле, то чего же медлим? И, чтобы попытаться ухватить нить повествования в этой хитросплетённой истории кружев, мы и отправились в Мценск!
А кто же это в такую даль да без верных попутчиков-то направится? Вот и составили нам компанию Валенки из Царства Шерсти, что сваляны и расписаны в городе Боброве, в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева. Вместе, двигаясь к цели нашего путешествия, мы и пересекли границы трех областей Центрального Черноземья: Липецкую, Тульскую и Орловскую.
В Мценске и в наши дни продолжает работать Школа кружевниц, в ней постигается тайна древнего ремесла и плетутся замысловатые узоры. Казалось, самое время вдохнуть новую жизнь в былую славу промысла и сделать его ключевым направлением национального туризма Орловской области. Мысль здравая, но дело – не скорое. В начале XX века из 13 тысяч человек, проживавших в городе, почитай половина плела кружева. В наши дни на 38 тысяч населения едва ли наберётся 30 кружевниц.
И двум народным мастерам России, преподавателям Школы кружевниц Анне Шалыгиной и Ольге Архиповой и их прилежным воспитанницам таких объемов кружев для туристов просто не осилить. А кружево спешки не любит. Тут лишь с лёгкой душой и светлыми помыслами за плетение можно приниматься. Одно дело, когда ты свой узор придумываешь, и совсем другое, когда внимательно вглядываешься в технику плетения исконных мценских кружев, стараешься её познать и в точности воссоздать.
Разными путями шли к древнему промыслу наши героини. Анна Шалыгина по образованию математик, а по призванию – рукодельница. Её всего лишь заворожила геометрия причудливых сплетений, и она даже не осознала, как нить её судьбы моментально вплелась в легендарное мценское кружево. Ольга Архипова – художник и патриот. Она не только бережно хранит историю промысла, гордится былым величием мастеров, но и отдает силы его возрождению. Ведь 30 лет назад, словно приговор красоте прозвучало: «в настоящее время промысла не существует». Осознавать такое Архиповой было больно. Вот тогда она и решила отыскать тех, с кем вместе напишет новую главу истории мценского кружева. Пусть это и потребует всей жизни.
Как бы время не обезоруживало нас своим натиском, в жизни всегда надо успеть сделать главное. Вот и мценские кружевницы торопятся разгадать технику плетения мерного кружева и «в одну дугу», и «в две дуги» и восстановить её исконные приёмы. Сколок (рисунок кружевного узора) сделать сейчас довольно просто. Есть архивные фотографии (хотя их не так много) и образцы мценского кружева в музеях. Но на кружевницу всегда возложен груз ответственности за каждую неудачную попытку. Да и тех тончайших льняных нитей, коими раньше всё и проплеталось, уже не сыскать. Старое кружево несёт особенное тепло и энергетику тех, кто его когда-то плёл. Такое не повторить. Трудно через века уловить вдохновение и ход мысли самой рукодельницы. И в наши дни выплести по старым узорам кружево, которое заговорило бы и зажило своей жизнью – почти невозможно. А особенно, когда от тебя все вокруг только этого и ждут!
Неукоснительность приёмов плетения и точное попадание в традиции ремесла – вот главные ориентиры преподавателей современной Школы кружевниц Анны Шалыгиной и Ольги Архиповой.
Есть ли будущее у древнего кружевного промысла? Мы всей душой хотим в это верить! Плетение кружева – не только приверженность традициям, энтузиазм и вдохновение отдельных людей. Это ещё и культурное достояние государства. На поддержку Школы кружевниц княгини Тенишевой с 1900 года министерство землеустроения и Мценская городская дума ежегодно выделяли средства. Тому способствовали интерес к мценскому кружеву и награда на Всемирной Парижской выставке. Прошло чуть больше века. И пусть времена изменились, но кружево-то осталось. Что в силах государство сделать для промысла сегодня, чтобы завтра о нём не позабыли наши потомки?
А пока бой за сохранение своей части культурного кода России мценские кружевницы Анна Шалыгина и Ольга Архипова ведут в одиночку. Но, глядя в их счастливые глаза, мы поняли, что своё земное время они отдают без остатка постижению любимого ремесла и радости творчества. То, что они так трепетно берегут – необходимо их воспитанникам и всей нашей стране. Ибо в каждом из народных промыслов заложена генетическая память нации. Она и связывает нас с нашей историей.
И пока изо дня в день в Школу кружевниц с радостью приходят мценские девчонки и учатся плести кружево – связь поколений не прервётся!
В финале каждой истории мы призывали своих читателей делать всё, что и принято сегодня в современном информационном мире: подписываться на наш канал и, поднятым вверх пальцем, выразить своё восхищение творчеством наших героинь.
Но сегодня не об этом. Мы просто хотим сердечно поблагодарить за интерес к нашей работе каждого из подписчиков канала "Счастьекачение"! А вас, наши бесценные, уже 41 человек! И во внимание каждого сокрыто наше счастье. Мимо такого мы ни за что не прокатимся...
Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019
Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019
На титульном фото: проворные руки юной мценской кружевницы Валерии Зайцевой.
Точка на карте: г. Мценск, Орловская область.
Фото: из личного архива Анны Шалыгиной и Ольги Архиповой, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019
Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (город Бобров, Воронежская область)