Представляем нашим читателям серию публикаций о страничках военной истории. Вашему вниманию предстанут воспоминания ветеранов, архивные записи, рассказы историков и поисковиков о военном времени.
Им не удалось уйти в тыл, воинские части взрывали за собой все мосты, и беженцы вынуждены были остаться на оккупированной территории. Голод, насилие над мирными жителями и советскими военнопленными со стороны фашистов и их местных приспешников, колмовская больница в предместье Новгорода, где женщина и три ее дочери нашли временный приют и работу, гибель в результате несчастного случая старшей сестры, угон на работы в Прибалтику, доносы, облавы, бегство от карателей и, наконец, возвращение на Родину – все это пережила маленькая Люда за три военных года.
В 1945-м отец с войны не вернулся. В 46-м умерла от болезни младшая сестра. Людмила и ее мама Екатерина Александровна остались одни. Запросы о судьбе отца начали слать в различные военные ведомства с 1946 года, когда поняли, что Петр Алексеевич уже не вернется в их дом в Новгороде. Но ответ приходил лишь один – пропал без вести. Екатерина Александровна умерла в 1991 году, так ничего не узнав о судьбе мужа. Людмила Петровна продолжала поиски, но безрезультатно.
В 2014-м Людмила обратилась к поисковикам. Дрозд пришла в Зал воинской славы Великого Новгорода. Несколько часов, что называется, прочесывали базы данных в Интернете и обнаружили Петра Алексеевича Андрюшина в списках погибших военнослужащих, найденных новосибирскими поисковиками.
Андрюшин Петр Алексеевич, уроженец деревни Борки Новгородского района, воевал в 666-м стрелковом полку 153-й стрелковой дивизии и погиб в бою в 1942 году в районе станции Погостье Кировского района Ленинградской области, найден поисковиками Сибирского кадетского корпуса в 1998 году, захоронен там же в братской могиле.
Волнение Людмилы Петровны от этого ошеломляющего известия передалось всем. Сразу решили – надо ехать в Погостье. Может быть, это единственный шанс Людмилы Петровны побывать на могиле своего отца – место почти безлюдное, единственный транспорт – электричка, далее пешком по заболоченному мелколесью.
В Погостье недалеко от железнодорожной платформы на небольшой возвышенности был обнаружен поминальный крест. Его установили поисковики на месте развалин старого станционного помещения. Вокруг заболоченные низины. Здесь, прямо по насыпи железнодорожного полотна, проходила линия немецкой обороны, которую постоянно атаковали наши войска.
В конце платформы под елями – памятник нашим воинам, скромный послевоенный обелиск.
Местные поисковики говорят, что погибших находили и под остатками фундамента вокзальчика, и на насыпи. Под железнодорожной платформой вырытые в песке неглубокие ямы – это места, где нашли останки наших бойцов.
Солдат захоронили, ямы так и остались. Их никто не видит, кому придет в голову заглянуть под перрон. В 70 метрах от железки начинаются первые деревенские постройки. Вот оно – Погостье, священное место. Здесь конечная точка поездки группы – братское захоронение, где лежит красноармеец Петр Андрюшин – отец Людмилы Дрозд.
Этого захоронения нет ни на картах, ни в каких-либо списках. Его вообще официально нет. Тут хоронили найденные на Вахтах Памяти останки наших солдат. Надеялись, что потом местные власти найдут возможность перезахоронить их на мемориалах в более жилых и доступных населенных пунктах. Братских могил стало много, а этому захоронению так и не дали статус официального.
Площадь воинского кладбища около 300-400 метров, несколько десятков холмиков братских могил, над каждой установлен православный крест. Валуны выполняют роль памятных обелисков. Здесь Людмила Ивановна и нашла братскую могилу, где похоронен ее отец.
Материалы предоставлены поисковой экспедицией «Долина»