Торговая война и бойкот китайских производителей выходит на новый уровень. Что думают по этому поводу эксперты?
Правительство Соединенных Штатов планомерно и жестоко расправляется с Huawei. Законодатели и представители разведки утверждают, что правительство Китая может использовать телекоммуникационного гиганта для шпионажа. Это в свою очередь может представлять серьезную угрозу для национальной безопасности, особенно когда США строят 5G-сеть следующего поколения.
Чиновники говорят, что для противодействия этой угрозе они заблокировали использование правительством оборудования компании. Министерство юстиции также обвинило главного финансового директора Huawei в нарушении санкций против Ирана. Обвинили и саму компанию: в краже коммерческой тайны.
Ответ Huawei был прост: это не угроза безопасности.
Руководители компании заявили, что США не представили доказательств того, что они неадекватно сотрудничают с правительством Китая или собираются делать это в будущем. По их словам, существуют способы снижения риска, которые успешно работают в других странах. Председатель правления Huawei пошел дальше: он назвал правительство США лицемерным, критикуя Китай, пока Агентство национальной безопасности шпионит по всему миру.
Читайте также: Лучшие смартфоны Huawei 2018-2019
В этом месяце в Huawei подняли ставки. Они подали иск, в котором компания попросила суд признать, что запрет правительства США на ее продукцию является незаконным и несанкционированным. Председатель Huawei заявил, что, не убедив американских законодателей в том, что их продукты безопасны, у них не было "другого выбора", кроме как сделать правовую попытку урегулировать вопрос.
Имеет ли США право преследовать китайских производителей оборудования, таких как Huawei, или компания подверглась несправедливой клевете? Чтобы выяснить этот момент, в The Verge попросили экспертов высказать свое мнение. И вот как они описали ситуацию.
Роберт Уильямс, китайский центр Paul Tsai при Йельской школе права
Отсутствие доказательств не означает, что компании можно разрешать оснащать 5G-сети.
Вопрос в том, являются ли риски шпионажа или саботажа неприемлемо высокими. А это отчасти зависит от того, может ли компания ответственно заявить о своей независимости от рассматриваемого иностранного правительства.
В целом, западные правительства согласны с тем, что Huawei представляет риски для безопасности. Несмотря на это, у них разные методы выявления этих рисков и управления ими.
Сенатор США Марко Рубио:
Huawei — это китайская телекоммуникационная компания, которая имеет единственную цель: подорвать иностранную конкуренцию путем кражи коммерческих тайн и интеллектуальной собственности, а также путем искусственно заниженных цен, поддерживаемых правительством Китая.
Коммунистическое китайское правительство представляет наибольшую долгосрочную угрозу для национальной и экономической безопасности Америки. Правительство США должно быть бдительным, чтобы помешать китайским телекоммуникационным компаниям, таким как Huawei и ZTE, угрожать американским сетям 5G.
Будущие передовые отрасли, такие как беспилотные автомобили, будут зависеть от этой критически важной технологии, и любые действия, которые ей угрожают, несомненно, подрывают как нашу национальную, так и экономическую безопасность.
Я не уверен, что мы можем доверять Huawei больше, чем китайскому правительству в их заявлениях, что они не крадут интеллектуальную собственность у американских компаний. Ни один аудит не может выявить будущий приказ китайского правительства передать им данные. США должны разработать долгосрочную общегосударственную стратегию защиты от спонсируемых государствами краж технологий и рисков для критически важных технологий. Мы также должны признать, что угроза, которую представляет китайское правительство, сохраняется.
Цин Ванг, британский академик, профессор маркетинга и инноваций в Уорикском Университете:
Является ли Huawei угрозой безопасности? Нет веских доказательств в поддержку этой теории, и некоторые факты, лежащие в ее основе, довольно слабы и не аргументированы. Давайте рассмотрим председателей Huawei. Основатель Huawei, Жэнь Чжэнфэй, когда-то служил в Народно-освободительной армии. Как мы знаем, служение в армии было одним из способов выбраться из нищеты, практически самым реальным для людей в сельской местности. Его служение в армии было недолгим, и он не занимал никакой важной должности.
С точки зрения истории компании, в отличие от государственных предприятий, например, China Mobile и China Railway Corporation, Huawei является частным предприятием, таким как Alibaba, Tencent и Haier. Они возникли в результате экономической реформы Китая в 1980-х годах. Эти предприятия никогда бы не существовали, не говоря уже о росте, если бы не было экономических реформ и не было бы перехода от плановой экономики к рыночной. Государственные предприятия работают не так, как частные.
Руководители государственных предприятий — чиновники и непосредственно назначаются правительством. По сути они являются продуктами старого коммунистического наследия. С другой стороны, руководители частных предприятий являются либо самими учредителями, либо их потомками, которые преуспевали в семейном бизнесе.
Эти предприятия развили свои технологические возможности и деловую хватку с помощью рыночных механизмов как внутри, так и за пределами Китая. Они приняли ту же деловую практику и конкурировали со своими западными коллегами без каких-либо преференций со стороны правительства. В большинстве случаев государственные ресурсы и поддержка направлены на государственные предприятия, поскольку они не подходят для новой рыночной экономики.
Когда десятилетиями изучаешь предприятия с формирующимся рынком, то видишь, что Huawei — это пример учебного пособия для будущей большой компании, находящейся пока на стадии разработки. К сожалению, компания стала жертвой политики США и продолжающейся торговой войны с Китаем. Huawei обвиняют в тесных и даже сомнительных отношениях с китайским правительством, что, по мнению обвинителей, создает угрозу безопасности для западного мира.
Но правда такова, что теперь, когда эти компании стали конкурентоспособными на мировом рынке, создавая рабочие места и налоговые поступления для государства, правительство заинтересовано в росте этого успеха. Во всяком случае, Huawei и правительство заинтересованы в том, чтобы репутация и технологическое лидерство продолжались, а не были разрушено такими скандалами, как шпионаж.
Читайте также: Что не так со смартфонами Huawei
Сенатор США Марк Уорнер:
Существует достаточно доказательств того, что ни одна крупная китайская компания не является независимой от правительства и коммунистической партии Китая. И Huawei, которую правительство и военные Китая называют "национальным чемпионом", не является исключением.
Разрешение включения Huawei в нашу инфраструктуру 5G может поставить под угрозу нашу национальную безопасность и критически важные цепи поставок. Это также может подорвать конкурентоспособность США в то время, когда Китай уже пытается технологически и экономически превзойти США путем использования спонсируемых государством технологий.
Речь идет не о том, чтобы найти "черные ходы" для отправки данных в текущих продуктах Huawei — это глупая идея. Обзоров программного обеспечения существующих продуктов Huawei недостаточно, чтобы исключить возможность отправки вредоносного обновления, которое позволит осуществлять наблюдение в будущем.
Николас Уивер, Калифорнийский университет в Беркли:
Саботаж может быть едва уловимым. Существуют целые конкурсы, посвященные тому, как сделать его почти незаметным. В первую очередь, это касается аппаратного обеспечения. В телекоммуникационных системах эта проблема стоит еще острее. Эти системы специально предназначены для прослушивания телефонных разговоров, поэтому небольшое количество "шпионского" ПО в определенных подпрограммах, поддерживающих прослушивание телефонных разговоров, будет очень трудно обнаружить.
Кроме того, компании имеют собственное производство и все возможности реализовать практически незаметные системы в своих продуктах. То, что вы "сертифицировали" как определенный продукт, отнюдь не означает, что потом вы покупаете именно его. Единственное отличие может быть в добавлении небольшого диверсионного чипа. И это трудно, практически невозможно обнаружить.
Фрэнсис Динха, генеральный директор OpenVPN:
США правы, рассматривая Huawei как угрозу безопасности, но я не думаю, что любой запрет на какое-либо оборудование является правильным решением. Независимо от того, какое оборудование мы используем для 5G, будут риски для безопасности. При таком экспоненциально большем количестве данных неизбежно будет экспоненциально более высокий риск. Но удаление конкурента с рынка может привести к некоторому "успокоению" других компаний. Уменьшение конкуренции будет означать замедление инноваций и развития США. А это, в свою очередь, будет представлять еще более серьезную угрозу безопасности.
Вместо того, чтобы полагаться на безопасность нашей сети, мы должны серьезно подумать о создании оверлейной защищенной виртуальной сети в инфраструктуре 5G, которая могла бы обеспечить безопасность, контролируемую и управляемую операторами сети 5G. Нам нужны руководящие принципы для повышения безопасности сети, и мы должны стремиться сделать программное обеспечение для этого оборудования открытым. Открытый исходный код означает прозрачность и безопасность, а это именно то, что нам нужно, когда мы переходим к 5G.
Конечно, Huawei — это риск, но есть и другие способы, кроме запрета, которые помогут снизить этот риск. Независимо от того, кто делает наше оборудование 5G, мы должны быть предусмотрительны и активны в отношении кибербезопасности.
Читайте также: Самые автономные смартфоны 2019
Уильям Снайдер, профессор права, Сиракузский университет:
Эксперт считает, что Huawei — это угроза национальной безопасности США, но это не столь важно. Он говорит:
Уязвимости в цепи поставок сетевого оборудования и программного обеспечения были, есть и будут представлять угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов и многих других стран, включая Китай. По-прежнему, очень трудно проверить, что микросхема с миллионами встроенных транзисторов или программное обеспечение с миллионами строк кода выполняет только те функции, о которых потребители знают, и на что они дают согласие.
Даже если Huawei не совершает тех преступлений, в которых ее обвиняют, любая организация, занимающая такой большой процент рынка компонентов телекоммуникационных сетей и имеет такие связи с правительством, представляет угрозу. Необходимость Huawei действовать в соответствии с китайскими законами о сотрудничестве с военными и спецслужбами вызывает обеспокоенность.
Статус Huawei как угрозы едва ли уникален. В цепочку поставок включены не только другие китайские компании, такие как ZTE и China Mobile, но и производители из других стран. Сама Huawei покупает компоненты у крупных американских фирм, в том числе Qualcomm. Эти компании подчиняются законам США о сотрудничестве с американскими спецслужбами. Учитывая практически свободную рыночную экономику Соединенных Штатов, редко, если вообще когда-либо, американская компания может быть также тесно связана с правительством, как китайские компании.
Пока конфликт происходит на уровне государств, а критически важные киберсети разрабатываются и производятся на международном уровне, мы все должны быть очень осторожны. Это системная проблема.
В настоящее время беспокойство правительства вызывает именно Huawei и её связи с Народно-освободительной армией Китая, но в будущем в центре внимания может оказаться любая другая компания из цепочки поставок.
Да, опасения США оправданы, особенно учитывая сложные взаимоотношения с Китаем. Но каждый раз, читая про конфликт американского правительства и Huawei, на ум приходит такое выражение: «мы подозреваем других только в том, на что способны сами». Тем не менее, США и Китай остаются друг для друга важными торговыми партнёрами и в их же интересах как можно скорее урегулировать ситуацию.
Источник: The Verge