Читать сегодня учат родители. Нет, конечно, можно отдать ребенка на курсы или в школу развития, но большинство предпочитает действовать по старинке.
Более того, многие из нас стремятся научить ребенка чтению как можно раньше.
Основные причины для спешки:
-- похвастаться перед родными вундеркиндом;
-- облегчить ребенку дальнейшую жизнь в школе;
-- снять с себя обязательства по постоянному чтению вслух;
-- приобщить ребенка к великому миру литературы.
У меня всегда преобладали две последние причины. Сама я читать обожаю и без книг долго жить не могу. Поэтому и со старшим, и с младшим я стремилась начать обучение грамоте как можно раньше.
Путь к чтению
Путь был стандартным:
1. как можно чаще акцентировать внимание на буквах – это «А», это «Б» и т.д.;
2. произносить буквы как буквы, а не как звуки – «Б», а не «Бэ», «К», а не «Ка»;
3. играть с буквами, где можно – лото, пазлы, кубики, карточки, плакаты;
4. начать обучение примерно в 3,5-4 года.
Опыт показал: способности у детей разные.
Если старший схватывал все налету, и в 4,5 действительно стал читать самостоятельно, то младшенький интереса к чтению не проявлял и не проявляет. Правда, читать научился. Но старший читает много, запоем и всякого разного, а младший ленится.
Но это не суть. Вопрос стоял в том: как научить читать. Делюсь опытом и практическими рекомендациями.
Читать учила по книжке Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать».
Выбирала я ее долго – по отзывам и рекомендациям. Потом сравнивала с другими. Теперь уверенно готова сказать – это лучшая книга, чтобы научить ребенка чтению. В ней:
-- все последовательно и в системе;
-- с постепенным повышением уровня сложности;
-- многократными повторениями пройденного;
-- без ярких и отвлекающих изображений.
Как учим:
- 10-15 минут в день;
- последовательно тему за темой;
- с возвращением к сложному материалу.
Правильная последовательность чтения: от буквы к слогу, от слога к слову. То есть, сначала учим соединять буквы в слога. После закрепления первого навыка – слоги в слова. Потом автоматизируем чтение.
И ключевое: НЕ каждый день.
Как показывает опыт, информация должна «перевариться», тогда обучение будет идти проще и быстрее. Не надо бояться, что ребенок забудет пройденный материал. Даже если и забудет – всегда можно вернуться и повторить.
Паузы позволяют:
- сохранить интерес к занятиям;
- осмыслить полученную информацию;
- попробовать применить ее на практике.
А дальше все просто. Как только ребенок начал читать, стимулируйте его делать как можно чаще. По 5-10-15 минут в день – для наработки навыка и перехода от чтения по слогам к чтению по словам.
Удачи, терпения и все получится!
Буду рада мнениям, лайкам, подписчикам.