1950-е стали временем создания образцовых городов в СССР. Они проектировались с учетом максимального удовлетворения всех основных потребностей советского человека - в шаговой доступности должны были находиться магазин, школа, детский сад, почта, телеграф, комбинат бытового обслуживания, дом культуры, библиотека и тд.
Такие города на рубеже 1940-х - 50-х строились в архитектурном стиле позднего сталинского ампира. В период хрущевской оттепели они застраивались домами по типовым проектам.
Сегодня мы совершим прогулку по одному из образцовых социалистических городов, строившихся для нефтяников Поволжья в 1950-60-е гг.
Еще в XVIII веке на месте будущего города Новокуйбышевска находилась усадьба графа Орлова, поскольку эти земли пожалованы были ему в благодарность за приход к власти Екатерины Второй.
Однако сам город стал развиваться после того, как в 1946 году здесь начали строить нефтеперерабатывающий завод. Тогда был спроектирован поселок на 14 тысяч жителей.
Но близость Самары (Куйбышева), быстрый рост поселка и масштаб производства позволили создать здесь крупный промышленный центр - и уже в 1952 году Новокуйбышевск обрел статус города.
Осевая линия исторической застройки - улица 50-летия нефтезавода.
До переименования в 2001 году улица носила название Куйбышевской, о чем свидетельствует мемориальная доска.
Площадь Ленина - главная площадь города, от которой веером расходятся лучи других улиц.
С двух сторон площадь замыкают две пятиэтажные башенки с арочными окнами на верхних этажах.
Лепнина с растительным орнаментом на фризе башен.
Интересно в египетском стиле выполнены входные порталы. В одном из них находится ресторан "Ретро", а в другом "Пятерочка".
Город не зря называют "чудом советского градостроительства". Проект планировки центра Новокуйбышевска в 1967 году получил первую премию на Всемирном урбанистическом конкурсе в Париже.
В центре радиально-кольцевой планировки находится Дворец культуры. Он был открыт 7 ноября 1957 года.
Внутри сохранились сталинские интерьеры с колоннами, люстрами и лепниной.
улица Коммунистическая
Вокруг дворца культуры - ансамблевая застройка сталинскими домами. Чем-то напомнило дореволюционную застройку Петербурга. Во внутридворовую территорию ведут высокие арки в 2 этажа.
Дома в ужаснейшем состоянии. На фото видно, что какие-то их части отреставрированы, из-за чего дома выглядят как лоскутное одеяло.
В центре квартала - Мемориал Героям Афганской войны
Задний фасад дворца культуры
Стоит обязательно посетить городской краеведческий музей.
Открывают экспозицию фотографии первостроителей города, образцы первой нефти.
Макет первого палаточного городка 1947 года на месте будущего Новокуйбышевска
Фотогалерея глав города
Интересная реконструкция городской улицы в пространстве музея, погружающая в повседневную жизнь 1950-х. Обратите внимание на бельевую веревку с прещепками.
Интерьер новокуйбышевской квартиры 1950-х гг. Вот как жили нефтяники в СССР.
Реконструкция школьного кабинета тех лет.
Немного информации о строительстве образцового соцгорода в Куйбышевской области
Посмотрим еще на сталинскую архитектуру домов внутриквартальной застройки. Вот, например, интересный дом на улице Коммунистической 37А.
Обратите внимание на лепнину верхних этажей. Красота!
Более скромно выглядят нижние этажи.
Площадь имени Узункаяна
Здесь тоже пышная застройка начала 1950-х.
В центре памятник Павлу Никитовичу Узункояну - первому директору завода.
Старый кинотеатр, ныне - дворец молодежи
Под ажурной аркой находится портрет Ленина с его знаменитой фразой: "Искусство принадлежит народу".
С погодой не повезло, поэтому приношу извинения за серые фото.
Идем дальше по улице Коммунистической
Здесь тоже много интересных архитектурных деталей. Какие-то почти дворцовые элементы украшают балконы.
Улица Чернышевского
Здание железнодорожного вокзала находится в нескольких километрах от основной части города.
Здесь также в 1950-е гг. строился поселок железнодорожников.
С электричками тут беда, зато пассажирских поездов довольно много.
Внутри потрясающий интерьер вестибюля с колоннадой и балконами.
Приезжайте в Новокуйбышевск, и подписывайтесь на канал "Первый путешествующий", чтобы не пропустить новые интересные направления для путешествий.