Буквально на дняхъ строители моста черезъ Керченскій проливъ сообщили о двухъ важныхъ вѣхахъ въ процессѣ сооруженія его желѣзнодорожной части: уложено болѣе половины рельсовыхъ путей въ обѣ стороны и установили послѣдній пролётъ — теперь по мосту для поѣздовъ можно пройтись отъ Тамани къ Керчи и обратно.
13–16 марта мы провели масштабную съёмку съ дрона этого грандіознаго сооруженія, чтобы въ деталяхъ передать нынѣшнее его состояніе. Съёмка производилась въ очень разныхъ погодныхъ условіяхъ. Видеоролики приводятся въ порядкѣ слѣдованія отъ Тамани къ Керчи по трассѣ моста.
На первомъ запечатлѣнъ Центръ управленія, начало самого моста, ведущаяся стройка желѣзнодорожной инфраструктуры, развязки, а также техническая площадка со строительными матеріалами. Можно замѣтить и части инфраструктуры газоваго моста. Видео снималось отъ смотровой площадки у пушки Лендера — поднята съ бронекатера № 73, погибшаго 2 ноября 1943 года во время Керченско-Эльтигенской десантной операціи, и установлена въ память нашихъ бойцовъ.
Далѣе показана коса Тузла — самый протяжённый надземный участокъ Крымскаго моста, гдѣ уже ходятъ поѣзда, пока только для нуждъ стройки и подвоза матеріаловъ. Здѣсь желѣзнодорожная и автомобильная линіи находятся на небольшомъ возвышеніи отъ земли и не производятъ такого сильнаго впечатлѣнія, какъ на участкахъ ближе къ фарватеру. Тѣмъ не менѣе, это тотъ же мостъ, стоящій на тѣхъ же желѣзобетонныхъ опорахъ и сваяхъ, погружённыхъ на глубину въ полсотни и болѣе метровъ. На косѣ всѣ работы уже подходятъ къ завершенію, такъ что техники и рабочихъ почти не встрѣчается, а строительныя площадки уже опустѣли. Среди прочаго можно обратить вниманіе на уборочную технику на автомобильной части моста и нѣкоторые элементы инфраструктуры.
Третій роликъ демонстрируетъ процессъ укладки на обработанные пескоструемъ и покрашенные пролёты желѣзнодорожнаго моста листовъ пѣнополистирола толщиной 4 см, препятствующихъ тренію. Также видно, какъ листы покрываются полотномъ бѣлаго геотекстиля, отвѣчающаго за гидроизоляцію металлическаго основанія и отводъ влаги къ водостокамъ на очистныя сооруженія (послѣднія тоже сняты какъ въ готовомъ, такъ и въ строящемся видѣ). Наконецъ, можно обратить вниманіе на работу команды спеціальнаго крана грузоподъёмностью до 10 тоннъ, который доставляетъ грузовыя платформы съ 25-метровыми рельсошпальными звеньями, прокладывая себѣ дорогу по мосту. Также можно замѣтить составъ съ цѣлымъ рядомъ дополнительныхъ звеньевъ, техническій съѣздъ съ автодорожной части на островъ, группу журналистовъ, элементы инфраструктуры и окрестности.
На слѣдующемъ видео запечатлѣнъ процессъ разборки техническаго причала въ районѣ базы мостотряда № 41 на островѣ Тузла. На эту пристань во время соотвѣтствующихъ этаповъ строительства подвозились матеріалы, въ первую очередь сваи. Такъ какъ сооруженіе временнаго характера, его теперь разбираютъ, какъ впослѣдствіи демонтируютъ и рабочіе мосты. На видео также можно увидѣть приготовленныя къ монтажу вышки связи, строительство новыхъ зданій, бывшую пограничную часть съ вертолётной площадкой (похоже, сейчасъ тамъ находится береговая охрана), различную инфраструктуру, а также работы на желѣзнодорожной части моста.
Въ слѣдующемъ видео показанъ завершающій этапъ наведенія Крымскаго моста: сборка (въ ангарѣ) послѣдняго пролёта на желѣзнодорожной части, откуда прежде производилась надвижка въ сторону фарватера. Рядомъ — самая крупная строительная площадка на островѣ. Также можно видѣть защитныя насыпи по краю острова и протяжённые участки моста на оконечности Тузлы и далѣе въ Керченскомъ проливѣ. 22 марта пролётъ былъ смонтированъ.
На фарватерѣ къ желѣзнодорожной аркѣ Крымскаго моста съ обѣихъ сторонъ уже подведены пролёты, по которымъ въ этомъ году двинутся поѣзда въ Тавриду и обратно. На аркѣ съ юга монтируется освѣщеніе, ведутся другія работы. Также можно видѣть завершённые палы, позволяющіе уберечь опоры от навала потерявшаго управленіе судна. Погружённыя на глубину до 29 метровъ сваи заполнены бетономъ и опоясаны металлическимъ кольцомъ, а центръ цилиндра доверху заполненъ природнымъ камнемъ. На самихъ опорахъ также установлены мощные отбойники. Въ районѣ фарвартера кормятся стаи дельфиновъ.
Въ седьмомъ роликѣ присутствуютъ виды снизу, можно хорошо разглядѣть опоры, палы, отбойники. Запечатлѣнъ проходъ судовъ и катеровъ. Болѣе детально снята желѣзнодорожная арка. На одномъ изъ кадровъ видѣнъ туманъ — въ дѣйствительности, это пыль отъ работы пескоструйнаго аппарата, которымъ зачищаютъ металлическія конструкціи передъ покрытіемъ антикоррозійнымъ составомъ. Самыя крупныя технологическія площадки рабочаго моста, съ которыхъ возводились фарватерныя опоры, давно демонтированы, а на ихъ мѣстѣ брошены лёгкіе пѣшеходные мостики. Есть общіе виды въ сторону Тузлы и Керчи.
Послѣдній роликъ посвящёнъ подходамъ къ Крымскому мосту и насыщенъ объектами, какъ уже дѣйствующими, такъ и строящимися. Съ первыхъ кадровъ можно замѣтить эстакаду теплотрассы надъ желѣзной дорогой; строительство небольшой развязки для возврата автомобилей въ случаѣ ошибочнаго поворота на мостъ вмѣсто Керчи или по требованію ДПС; пунктъ пропуска таможни на автомобильный мостъ; строящееся небольшое зданіе желѣзнодорожной станціи у разъѣзда; городокъ строителей и новую эстакаду по шоссѣ Героевъ Сталинграда, за которой находятся многоэтажки и районъ дачнаго кооператива, а на горизонтѣ виднѣется мостъ.
Выше за Камышъ-Бурунскимъ кладбищемъ расположенъ карьеръ сыпучихъ матеріаловъ, гдѣ нынѣ возобновлена добыча. Здѣсь курсируютъ цѣлые караваны самосваловъ. Кстати, подъ эстакадами на автоподходахъ за послѣдніе мѣсяцы уже три грузовика оторвали поднятые во время движенія кузова и, похоже, такіе случаи совершенно не тревожатъ строителей. Подъ желѣзнодорожными подходами и автострадой во многихъ мѣстахъ проложены каналы на мѣстѣ ручейковъ и рѣчушекъ, большинство изъ которыхъ являются притоками Джарджавы.
Автомобильные подходы дважды пересѣкаются желѣзнодорожными. Первая эстакада направляетъ поѣзда по старому пути на станцію Южная у развалинъ двухъ градообразующихъ предпріятій: приборостроительнаго завода «Альбатросъ» и Межколхознаго керченскаго стекольнаго комбината «Кварцъ». Если мостъ будетъ запущенъ раньше срока, то составы пойдутъ именно по этой линіи. Такое движеніе можетъ начаться уже лѣтомъ. Вторая эстакада ведётъ по совершенно новому маршруту прямо на Багерово и, въ частности, проходитъ черезъ километровый тоннель подъ автострадой Керчь—Ѳеодосія. Сами желѣзнодорожные подходы пересѣкаются вѣткой на станцію Аршинцево и Камышъ-Бурунскій портъ.
Ещё небольшой и ничѣмъ не примѣчательнымъ роликъ съ прессъ-тура на Крымскій мостъ, снятый съ рукъ на фотоаппаратъ: