В 1949 году в США приняли на вооружение танк M46 Patton, названный в честь популяризатора танковых войск Джорджа Паттона. Последней машиной в этом «семействе» стал танк M48 или Patton III. Созданный в начале 1950-х для противодействия советским танкам в случае обострения Холодной войны, он стал «героем» других конфликтов. Одним из них стала война во Вьетнаме, где M48 активно применялись. Об этом эпизоде мы сегодня и поговорим.
Последний из рода Паттонов
К началу 1950-х стало ясно, что качества американских танков недостаточны для противодействия основному противнику – СССР. Имеющиеся на вооружении M47 были лишь небольшой эволюцией танков M26\M46, родившихся на финальном этапе ВОВ. Потому в феврале 1951 года начинается разработка новой машины под опытным индексом T48. Новый танк стал значительным шагом вперед – от прошлых моделей сохранился лишь орудия и элементы ходовой части. При создании машины американцы учли советские наработки, наделив танк литой башней. Еще одним новшеством для американского танкостроения стал отказ от стрелка-радиста – экипаж сократили до 3-х человек.
Новый танк был длиннее и шире предшественника, но благодаря этому конструкторам удалось уменьшить высоту на 25 сантиметров (до 3,1 метра). Немалый «вклад» в M48 сделал советский Т-54. Донесения разведки о возможностях 100-мм орудия танка заставили увеличить защищенность. Во лбу корпуса толщина гомогенной брони составляла 100-110 мм с наклоном в 60 градусов. Бортовая броня состояла из листов толщиной в 50-76 мм.
Ходовая часть основывалась на узлах прошлых моделей. Главным новшеством стали широкие гусеницы, которые позволили сократить удельное давление на грунт до 786 г\см. К слову, с небольшими изменениями эти гусеницы используются на американских «Абрамсах» до сих пор. На первых версиях машины использовался бензиновый мотор Continental AV-1790-5B в 810 сил (704 – на колесах). В паре с ним работала трехступенчатая (2 – вперед, одна - назад) трансмиссия GM CD-850-4A. На первых версиях машины дополнительно устанавливался еще один 8-уилиндровый мотор, который использовался в качестве генератора. Танкисты прозвали его «Little Joe».
Мощный силовой агрегат позволял 45-тонному танку достигать скорости в 45 км\ч, преодолевать 40% подъем и 60% уклон. Глубина преодолеваемого рва составляла 2,5 метров. Но не обошлось и без минусов. Обратной стороной бензинового двигателя был «аппетит». В боевых условиях полных баков (750 литров) хватало лишь на 110 км пробега. Более того, этот двигатель требовал бензин не ниже «76-го».
Основным орудием «Першинга» была хорошо знакомая 90-мм нарезная пушка. M41. Изначально ее оснащали традиционным дульным тормозом, но на поздних версиях вернулись к Т-образному. Боекомплект вмещал 60 кумулятивных, бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. Это орудие было прямым наследником пушки M36 времен ВМВ.
С орудием был спарен 7,62-мм пулемет M1919A4E1, а у командирского люка, по традиции, установили 12,7 мм «Браунинг» M2HB.
Работа над ошибками
В апреле 1952 года было утверждено серийное производство новой машины. Первая партия оказалась браком – некачественная броня не выдерживала обстрелов. Первые сто машин переименовали в M48C, передав в учебные части, но и там от них отказались – нарекания вызывала ненадежная ходовая часть и трансмиссия. Сразу выявились проблемы с расходом топлива – танки оснастили четырьмя внешними баками суммарной емкостью в 210 литров. Это повысило автономность до 220 километров.
В 1955 году танки модернизировали до уровня M48A1, добавив им командирский люк, под который перенесли зенитный пулемет. Спустя год танки оснастили инжекторным двигателем Continental AV-1790-8. Его мощность осталась прежней, но он был компактным и относительно экономичным. Это позволило увеличить емкость баков до 1,2 тонны. Над двигателем установили новую плиту с решетками, которые снижали видимость танка в ИК-спектре. Изменениям подверглась подвеска (ролики натяжения убрали) и органы управления. Наводчик получил новый баллистический вычислитель M13A1 и дальномер M17. Правда, последние агрегаты отличались низкой надежностью, потому наводчики предпочитали их не использовать. Так появился M48A2.
Самым совершенным «Паттоном» времен Вьетнамской войны стала модификация M48A3. Во многом она основывалась на опыте этого конфликта. В очередной раз были модернизированы приборы наводчика: новый дальномер M17A1 и прицел M87A1. Прожорливый бензиновый мотор отличался и ранее неизвестными недостатками: неудачная конструкция топливопроводов приводила к частым возгораниям, да и надежность синхронной работы основного мотора и «Little Joe» оставляла желать лучшего. Танк оснастили турбодизелем AVDS-1790-2 в 750 сил (643 «нетто»). Он был экономичней бензиновых аналогов, что позволило избавиться от вспомогательной силовой установки. Освободившееся место заняли новые топливные баки емкостью в 1,4 тонны. Тогда же над орудием появился ксеноновый прожектор, который стал «визитной карточкой» M48 во Вьетнаме.
Параллельно выпускалась огнеметная версия M67 «Zippo». Это был тот же M48, но измененный для огнемета. Так, экипаж сократился до трех человек – заряжающий более не требовался, а освободившееся место заняли баллоны с бензином. В фальшивом стволе размещался пневматический огнемет M7, который обеспечивал струю пламени в 200 метров.
Итоги
Именно этим машинам предстояло встретиться с советскими танками Т-54 и ПТ-76 во Вьетнаме. Несмотря на наличие более современных M60, в Индокитай решили отправить танки "второй линии" - к которым относились M48.