Найти тему
Классическая музыка

Отражение эпохи в музыке А. Шнитке

Музыку Альфреда Шнитке мало слушать, ее надо проживать. Характер большинства его произведений (не считая работ к кинофильмам) – исповедальный. Концептуально она включает в себя размышления о проблемах философии XX века, о человеческом образе, являющимся ее носителем, и об эпохе в целом. Идеологически же Шнитке остается верным звуку, пытаясь из додекафонического шума вывести формулу идеальной мелодии, соответствующей духу времени.

Первая соната для скрипки и фортепиано одна из первых попыток на этом поприще. В жанре сонаты, пожалуй, было проще всего реализовать свои замыслы, во-первых, из-за роста популярности этого жанра в советское время, во-вторых, из-за потенциальных возможностей к воплощению ведущих музыкальных тенденций того времени. Да и сама эпоха требовала от музыки превращения в некий знак, символ. Впрочем, это произошло, – музыка стала звуком. Если тематическая и философская составляющая выросла, то гармония утратила всяческое значение, поэтому звук, в контексте нашей современности, означает скорее шаг назад, ведущий музыкальное искусство к первоначальной точке – тишине.

Обратите внимание, что мелодия сонаты отстранена от всего личного и носит больше обобщенный характер, тяготеющий к темам апокалипсиса, памяти и молчания. Например, лирический характер первой части, вроде бы являющей собой голос автора, прерывается сухими фортепианными аккордами второй, вводя в композицию конфликт двух миров – двух солистов. С другой стороны, отстраненный аккомпанемент клавишного инструмента, по выражению Ивашкина, повествует о конце жизни. Но не жизни автора, а скорее целой эпохи или народа, поэтому конфликт произведения заключается в противостоянии человека и того, что им управляет – идеологии, стирающей все личное. Это подчеркивается в финале фрагмента, где партии фортепиано отдана доминирующая роль.

Ядро произведения – третья часть. Ее характер – прощальный. Здесь же проявляется и т. н. мистика Шнитке, – это звучащая в репризе транскрипция русской народной песни «Барыня», напоминающая по звучанию детскую колыбель. Такое настроение придает произведению довольно жуткий окрас, особенно учитывая чертовскую вакханалию последней четвертой части. Достигается это за счет использования темы «Кукарачи» в финале сонаты. Сам Шнитке говорил, что таким приемом он хотел подчеркнуть низменные сферы жизни.

Завершается произведение плавно. Звуки затихают, словно отсылая нас к тишине, как к итогу мира.

Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале »