В Министерстве обороны Армении начались оперативные встречи руководства Вооруженных сил. В рамках сотрудничества Вооруженных сил, вовлечены также представители Армии обороны Арцаха.
Министр обороны Армении Давид Тоноян заявил на консультации, что армянская армия может "предоставить гарантии для благоприятного ведения переговоров армянским сторонам в процессе карабахского урегулирования". Фактически армия берет на себя роль военно-политического гаранта в ведении переговоров и поддержании региональной стабильности.
В своем выступлении в Европарламенте премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения фактически несет экономическое бремя поддержания баланса и предотвращения начала новых военных операций в регионе.
Факт признания президентом США юрисдикцию Израиля над Голанскими высотами, в Армении был удостоен естественному вниманию, проявляя это в вопросе Арцахской проблемы и территорий. Очевидно, что такой подход к признанию реалий, для армянской дипломатии может стать дополнительным пространством действий, включая отношения с США, которые являются одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. В то же время следует обратить внимание на одно обстоятельство. Соединенные Штаты заключили союз с Израилем. Наконец, как бы ни были важны прецеденты в мировой политике, есть еще одно обстоятельство,- отношение сверхдержавы к проблемам сформулировано очень конкретно, а не универсальными моделями. Соответственно, положительно то, что вместо универсальных моделей рассматривается работа по очень конкретному вопросу, что в данном случае является прекрасной возможностью для армянской стороны отстаивать свои интересы своей работой. И здесь первоочередное внимание следует уделить тому, что в отличие от союзника Израиля США, союзник Армении Россия, не только не придаёт значения реальности, но и до апреля 2016 года, тесно взаимодействуя с Турцией и Азербайджаном, делала всё, для изменения этих реалий в сторону соответствующему российско - турецкому договору 1921 года, по сути отодвинутого победой армянской стороны в арцахской войне. Продав Азербайджану вооружение на миллиарды долларов, Россия стала фактическим военно - политическим покровителем Азербайджана. В то время, конечно, Россия столкнулась с горькими, для себя, реалиями в Армении и была вынуждена сменить тактику, но не стала для Армении союзником стратегических изменений. В этой ситуации было бы наивно ожидать, что Москва может признать реальность и свои союзнические шаги в отношении Армении. В настоящее время Москва находится в режиме "борьбы за выживание". В этом смысле, в стратегическом плане, у россиян теперь больше союзнической необходимости в Армении, для будущего российской государственности, и предотвращения опасности "тюркизации" государства.
В этом случае Армения предъявляет не так называемые союзнические требования признания реалий, а просто военно-функциональное обязательство, - содействовать решению стратегической проблемы Армении в сдерживании Азербайджана. Это обстоятельство совершенно ясно, было подчёркнуто Пашиняном ещё в августе прошлого года на пресс-конференции, возложив ответственность за военные действия на Москву, заявил, что войны не будет, если Россия этого не допустит.
Это было превентивное ключевое заявление, на которое Москва ответила без какого-либо нежелания или сопротивления, прекрасно понимая, что это и есть компромисс армянской стороны. Ведь могли быть и более серьёзные требования, как к союзнику, в том числе и признание реальности. В этом случае было бы гораздо предпочтительнее, чтобы Москва была более ответственной в сдерживании Азербайджана и не препятствовала работе Еревана в других направлениях в признании реалий.
Очевидно, что не для всех представителей российского истеблишмента приемлемо не препятствование работе Еревана в других направлениях в признании реалий.