Найти в Дзене
BERLOGOS

Будем знакомы: Паулу Мендес да Роша | Paulo Mendes da Rocha

Бразильские искусство и архитектура далеки от русского зрителя, но заслуживают внимания. Многие бразильские архитекторы по сей день следуют модернистским, в том числе и бруталистским, традициям, и стремятся найти выразительность архитектуры в простоте форм, откровенности материала, рациональности решений. В то же время бразильцы всегда помнят о связи здания с природой или городом, ведь то и другое очень колоритны. 

Паулу Мендес да Роша – один из самых известных бразильских архитекторов. Он живёт и работает в Сан-Паулу, а его бюро парадоксальным образом состоит лишь из него и его помощника: при работе над большими проектами он подключает своих учеников и бюро, которыми они руководят.

Мендес да Роша – весьма титулованный архитектор. В разные годы он был удостоен премии Миса ван Дер Роэ, золотой медали RIBA, золотого венецианского льва и самой главной награды архитектурного мира – Притцкеровской премии, которую он получил в 2006 году, став вторым бразильцем после Оскара Нимейера, обладающим этой наградой. 

Паулу Мендес да Роша родился в 1928 году. Архитектор, которому сегодня, 25 октября,  исполняется восемьдесят девять лет, продолжает интенсивно работать. Летом 2017 году завершилась реконструкция универмага в центре Сан-Паулу, сделанная да Рошей вместе с бюро MMBB.

-2
-3
Универмаг SESC в центре Сан-Паулу
Универмаг SESC в центре Сан-Паулу

Мендес да Роша прославился после своего первого проекта: в 1957 году, через три года после выпуска из архитектурной школы, архитектор выиграл конкурс на строительство спортивного клуба Atlético Paulistano в Сан-Паулу.

Спортивный центр Atlético Paulistano
Спортивный центр Atlético Paulistano

Здание с шестью мощными железобетонными пилонами и кровлей, подвешенной на стальных тросах, считается манифестом брутализма и оммажем Оскару Нимейеру. Форма здания, напоминающая летающую тарелку, приземлившуюся на бетонный параллелепипед, сегодня может показаться ретрофутуристичной, однако в середине 1950-х это было настоящим прорывом: и технологическим, и формальным.

-6
-7

Проектируя этот объект, молодой архитектор выбрал не историзм, который был популярен в Бразилии, а брутализм, позволяющий использовать современные технические решения и придумать форму, демонстрирующую красоту и пластическую мощь бетона.

-8

Это здание оказалось объектом, воплощающим контекст своей эпохи: всего через четыре года, в 1961, человек впервые окажется в космосе, и железобетонный спортивный комплекс в Сан-Паулу как будто закрепляет предчувствие этого поворотного события.

-9

В 1970-х Мендес да Роша продолжал строить в Бразилии, несмотря на военную диктатуру, установившуюся в стране в 1964 году. Один из самых заметных его проектов этого времени –  бразильский павильон на Экспо-70 в Осаке.

Павильон Бразилии на Экспо-70 в Осаке
Павильон Бразилии на Экспо-70 в Осаке

В 1987 архитектор спроектировал часовню святого Петра в Сан-Паулу: религиозное сооружение, исполненное убеждённым модернистом. В соответствии с одним из пяти правил, сформулированных Ле Корбюзье, нижняя часть здания полностью открыта: панорамное остекление по периметру позволяет видеть церковную службу, как в витрине.

-11

В 1987 архитектор спроектировал часовню святого Петра в Сан-Паулу: религиозное сооружение, исполненное убеждённым модернистом. В соответствии с одним из пяти правил, сформулированных Ле Корбюзье, нижняя часть здания полностью открыта: панорамное остекление по периметру позволяет видеть церковную службу, как в витрине.

-12

Внутри этого этажа располагается небольшой бассейн и мостки над ним, ведущие наверх, к скамьям для посетителей. Подобно многим советским клубам, в интерьере часовни есть монументальное панно, которое, правда, располагается не на стене, а на дне балкона над водоёмом.

-13

В начале двухтысячных работа Мендес да Роши снова получила широкую мировую известность: архитектор реконструировал государственную пинакотеку в Сан-Паулу и в 2001 году получил премию Миса ван дер Роэ для Латинской Америки, а затем и ряд других наград.

-14

Несколько лет работая с историческим зданием Pinacoteca do Estado, где хранится старейшая художественная коллекция в Сан-Паулу, Мендес да Роша принципиально изменил неоклассическую постройку, очистив её от штукатурки и декоративных деталей и оставив лишь кирпичную кладку.

Чтобы включить разрушавшееся здание в городскую ткань, архитектор перенёс главный вход с центрального фасада на боковой, произведя существенную трансформацию сценариев движения внутри музея.

-15

Интерьер тоже претерпел существенные изменения: вся музейная экспозиция выстроилась вокруг застеклённого атриума, образованного там, где в конце XIX века были уложены перекрытия этажей – на память о них остались только отверстия от балок. Через атриум на двух уровнях перекинуты металлические мосты, соединяющие разные части музея.

-16
-17

На протяжении всей своей жизни да Роша занимается разработкой мебели: его модернистские вещи-схемы из пластин и трубок содержат в себе скорее идею сидения, а не место для того, чтобы отдохнуть, и в то же время продолжают сразу две традиции: региональную любовь к гамакам и интернациональное стремление к чистоте формы.

-18
-19

Сегодня Мендес да Роша – патриарх бразильской архитектуры. Несмотря на то, что его мировоззренческое родство с Нимейером очень велико, странным было бы рассматривать его лишь как фигуру, стоящую за лидером бразильского модернизма, как за кормчим.

Мендес да Роша – один из самых ярких представителей школы Паулиста (Paulista School): неформального объединения архитекторов, сложившегося в середине 1950-х в Бразилии. Со временем их авторские приёмы получили  название Paulist Brutalism. Эта категория означает чуткость к возможностям материала, монументальность без ощущения массивности и тактильность форм, которые, несмотря на свою брутальность, оказываются приятными и удобными для человека.

-20

Решения да Роши – это очень свободные творческие высказывания, существующие внутри своего времени и своей страны. И подобно модернистской архитектуре других стран, за зданиями да Роши стоит убеждение в возможности социальных преобразований, символами которых должны стать здания с принципиально новым пластическим языком – здания, в которых бетонные конструкции перестают быть лишь строительным материалом и  превращаются в элементы, красота которых состоит в их конструктивности.

WWW.BERLOGOS.RU