Найти тему
BERLOGOS

Приручение геометрии – 5 проектов лауреата Притцкеровской премии 2019 Арата Исодзаки

87-летний японский архитектор Арата Исодзаки стал лауреатом Притцкеровской премии в 2019 году. Церемония вручения состоится в мае во Франции.

В портфолио Исодзаки более 100 строений: архитектор работал в Японии, Китае, Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Австралии. В своём комментарии жюри премии отметило стилистическое многообразие и полисемантику работ японского зодчего. BERLOGOS знакомит читателей с пятью проектами Арата Исодзаки, которые демонстрируют основные стилистические приёмы архитектора.

«Город в воздухе», 1962 год

-2

Исодзаки было 14 лет, когда на Хиросиму и Нагасаки сбросили бомбы. Он подчёркивает, что его первым опытом архитектуры была пустота. Детские воспоминания наложили печать на концепцию творчества архитектора: разрушение – один из этапов жизни, нет ничего устойчивого. Арата Исодзаки никогда официально не был частью группы метаболистов, тем не менее, его ранние работы стилистически и концептуально связаны с этим движением. Футуристический план застройки района Синдзюку в Токио «Город в воздухе» представляет собой несколько небоскрёбов в виде цилиндрических и модульных конструкций, на которых подвешены капсулы. Фундамент башен напоминает огромные кратеры, оставленные бомбами. По концепции Арата Исодзаки, город будущего парит над традиционным, осваивая новое пространство.

В 2005 году Арата Исодзаки, проектируя Катарскую национальную библиотеку, опирался на план «Города в воздухе».

-3
-4

Ark Nova, 2013 год

Мобильный надувной концертный зал Исодзаки спроектировал для гастролей фестиваля в регионах Японии, пострадавших от землетрясения и цунами. Материалом для «здания» послужила эластичная пластиковая мембрана. Благодаря этому вся площадка легко транспортируется и «строится» на месте. Над концертным залом Исодзаки работал вместе с британским дизайнером индийского происхождения Анишем Капуром. Интерьер задуман как единое открытое пространство, на одном конце находится сцена, на другом – вестибюль. Зонирование обеспечивают колонноподобные структуры, которые служат опорой «крыше». Основной задачей архитектора стала не креативная форма, а обеспечение акустики. Арата Исодзаки сотрудничал со знаменитым специалистом по акустике Ясухиса Тойота из компании Nagata Acoustics на протяжении всего процесса проектирования.

-5
-6

Новый Ковчег или Ковчег Нова, так переводится название концертного зала, не может спасти людей и животных от катастрофы. Но в силах архитекторов создать ковчег, наполненный музыкой и искусством, чтобы восстановить культуру.

-7

Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, 1981 год

Первой крупной работой Арата Исодзаки за пределами Японии стал музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Проект пересматривался 36 раз, комиссия выдвигала жёсткие требования, в том числе, касающиеся высоты здания. Следуя своей концепции невидимой архитектуры, Исодзаки разместил 3 этажа под землёй. Большинство залов имеет верхнее люкарное освещение. Музей из красного песчаника напоминает архитектуру на картинах Джорджо Де Кирико. Здание сосредоточено вокруг внутреннего террасного двора и замкнуто в себе. Архитектора критиковали за длинную стену без окон, которая тянется вдоль тротуара Гранд-стрит. Геометрическая композиция основана на принципе золотого сечения. Также поклоном в сторону западного искусства являются окна в виде пирамид, этим архитектор предвосхитил идею оформления входа Лувра. 

-8
-9
-10

Библиотека в Маранелло, 2011 год

Арата Исодзаки и итальянский дизайнер Андреа Маффеи вместе работали над библиотекой в Маранелло (Италия). От прежнего здания осталась наружная стена, которая ограждает здание от окружающей застройки. Она покрыта плющом, и вместе с бассейном они образуют природные горизонты, открывающиеся посетителям библиотеки. Внутри этого прямоугольника вписано «органическое» здание, контур которого напоминает лист и иллюстрирует свободу мысли.

-11

По японской традиции в библиотеке размыты границы внутреннего и наружного. Прозрачные стены и обилие белого цвета в интерьере создают эффект растворения. Свет пронизывает открытое пространство библиотеки, отражается от белых поверхностей и прозрачного стекла. Административные помещения находятся под землёй, что уже стало особым почерком Исодзаки. Этой работой архитектор будто бы отдаёт дань творчеству американского архитектора Фрэнка Ллойда Райт, привнёсшего в США идеи японского дома.

-12
-13

Административный центр Диснея в Орландо, 1991 год

Газета «Таймс» 1991 года назвала проект Исодзаки самым заметным среди всех зданий Диснея. Сооружение признали самодостаточным произведением искусства, без оглядки на общеизвестную корпорацию.

-14

Проект состоит из двух офисных крыльев, обтянутых сетками отражающего стекла. В сердце композиции геометрические формы, установленные под разными углами. Архитектурная доминанта административного здания Диснея представляет собой открытую сверху ротонду высотой 8 этажей. Она занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый большой солнечный циферблат в мире. В центре открытого двора есть таблица для перевода солнечного времени в привычный нам формат. На мраморных плитах дорожки выгравированы цитаты знаменитостей – Альберта Эйнштейна и Дональда Дака.

-15
-16

В оформлении входа безошибочно угадываются уши Микки Мауса, но в руках Исодзаки этот элемент становится архитектурным элементом, абстрактной формой. Постмодернистская ирония Исодзаки в этом проекте близка по духу площади Италии в Новом Орлеане Чарльза Мура.

Пресса всегда восхищалась великим даром Исодзаки приручать сложные геометрии и экстремальные цвета, превращая их в нечто нежное и гармоничное.

Можно почитать:

Начало. Музей Человечества. Арата Исодзаки

Кто эти люди? Притцкеровская премия 2017 года