87-летний японский архитектор Арата Исодзаки стал лауреатом Притцкеровской премии в 2019 году. Церемония вручения состоится в мае во Франции.
В портфолио Исодзаки более 100 строений: архитектор работал в Японии, Китае, Европе, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Австралии. В своём комментарии жюри премии отметило стилистическое многообразие и полисемантику работ японского зодчего. BERLOGOS знакомит читателей с пятью проектами Арата Исодзаки, которые демонстрируют основные стилистические приёмы архитектора.
«Город в воздухе», 1962 год
Исодзаки было 14 лет, когда на Хиросиму и Нагасаки сбросили бомбы. Он подчёркивает, что его первым опытом архитектуры была пустота. Детские воспоминания наложили печать на концепцию творчества архитектора: разрушение – один из этапов жизни, нет ничего устойчивого. Арата Исодзаки никогда официально не был частью группы метаболистов, тем не менее, его ранние работы стилистически и концептуально связаны с этим движением. Футуристический план застройки района Синдзюку в Токио «Город в воздухе» представляет собой несколько небоскрёбов в виде цилиндрических и модульных конструкций, на которых подвешены капсулы. Фундамент башен напоминает огромные кратеры, оставленные бомбами. По концепции Арата Исодзаки, город будущего парит над традиционным, осваивая новое пространство.
В 2005 году Арата Исодзаки, проектируя Катарскую национальную библиотеку, опирался на план «Города в воздухе».
Ark Nova, 2013 год
Мобильный надувной концертный зал Исодзаки спроектировал для гастролей фестиваля в регионах Японии, пострадавших от землетрясения и цунами. Материалом для «здания» послужила эластичная пластиковая мембрана. Благодаря этому вся площадка легко транспортируется и «строится» на месте. Над концертным залом Исодзаки работал вместе с британским дизайнером индийского происхождения Анишем Капуром. Интерьер задуман как единое открытое пространство, на одном конце находится сцена, на другом – вестибюль. Зонирование обеспечивают колонноподобные структуры, которые служат опорой «крыше». Основной задачей архитектора стала не креативная форма, а обеспечение акустики. Арата Исодзаки сотрудничал со знаменитым специалистом по акустике Ясухиса Тойота из компании Nagata Acoustics на протяжении всего процесса проектирования.
Новый Ковчег или Ковчег Нова, так переводится название концертного зала, не может спасти людей и животных от катастрофы. Но в силах архитекторов создать ковчег, наполненный музыкой и искусством, чтобы восстановить культуру.
Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, 1981 год
Первой крупной работой Арата Исодзаки за пределами Японии стал музей современного искусства в Лос-Анджелесе. Проект пересматривался 36 раз, комиссия выдвигала жёсткие требования, в том числе, касающиеся высоты здания. Следуя своей концепции невидимой архитектуры, Исодзаки разместил 3 этажа под землёй. Большинство залов имеет верхнее люкарное освещение. Музей из красного песчаника напоминает архитектуру на картинах Джорджо Де Кирико. Здание сосредоточено вокруг внутреннего террасного двора и замкнуто в себе. Архитектора критиковали за длинную стену без окон, которая тянется вдоль тротуара Гранд-стрит. Геометрическая композиция основана на принципе золотого сечения. Также поклоном в сторону западного искусства являются окна в виде пирамид, этим архитектор предвосхитил идею оформления входа Лувра.
Библиотека в Маранелло, 2011 год
Арата Исодзаки и итальянский дизайнер Андреа Маффеи вместе работали над библиотекой в Маранелло (Италия). От прежнего здания осталась наружная стена, которая ограждает здание от окружающей застройки. Она покрыта плющом, и вместе с бассейном они образуют природные горизонты, открывающиеся посетителям библиотеки. Внутри этого прямоугольника вписано «органическое» здание, контур которого напоминает лист и иллюстрирует свободу мысли.
По японской традиции в библиотеке размыты границы внутреннего и наружного. Прозрачные стены и обилие белого цвета в интерьере создают эффект растворения. Свет пронизывает открытое пространство библиотеки, отражается от белых поверхностей и прозрачного стекла. Административные помещения находятся под землёй, что уже стало особым почерком Исодзаки. Этой работой архитектор будто бы отдаёт дань творчеству американского архитектора Фрэнка Ллойда Райт, привнёсшего в США идеи японского дома.
Административный центр Диснея в Орландо, 1991 год
Газета «Таймс» 1991 года назвала проект Исодзаки самым заметным среди всех зданий Диснея. Сооружение признали самодостаточным произведением искусства, без оглядки на общеизвестную корпорацию.
Проект состоит из двух офисных крыльев, обтянутых сетками отражающего стекла. В сердце композиции геометрические формы, установленные под разными углами. Архитектурная доминанта административного здания Диснея представляет собой открытую сверху ротонду высотой 8 этажей. Она занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый большой солнечный циферблат в мире. В центре открытого двора есть таблица для перевода солнечного времени в привычный нам формат. На мраморных плитах дорожки выгравированы цитаты знаменитостей – Альберта Эйнштейна и Дональда Дака.
В оформлении входа безошибочно угадываются уши Микки Мауса, но в руках Исодзаки этот элемент становится архитектурным элементом, абстрактной формой. Постмодернистская ирония Исодзаки в этом проекте близка по духу площади Италии в Новом Орлеане Чарльза Мура.
Пресса всегда восхищалась великим даром Исодзаки приручать сложные геометрии и экстремальные цвета, превращая их в нечто нежное и гармоничное.
Можно почитать:
Начало. Музей Человечества. Арата Исодзаки
Кто эти люди? Притцкеровская премия 2017 года