Банки предложили операторам систем Visa, Mastercard и «Мир» отменить комиссии с кредитных организаций, обеспечивающих прием карт. Снижение расходов будет заметно для розницы с низким чеком, фастфуда и общественного транспорта.
Банки предложили платежным системам взимать комиссию за проведение безналичных платежей только с банка-эмитента (выпускает карты), а банк-эквайер (осуществляют прием карт в торговых точках) освободить от выплат. Об этом говорится в выдержках из протокола посвященного этому вопросу заседания совета Ассоциации банков «Россия» от 18 марта (есть у РБК). Как сообщил РБК возглавляющий совет глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, эти предложения он направил вице-премьеру Дмитрию Козаку, в Банк России и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Одновременно банки хотят, чтобы платежные системы взимали вознаграждение в российский, а не иностранной валюте, а его размер был ограничен уровнем в 0,1% от суммы платежа. РБК направил запрос в Visa, Mastercard, «Мир», ЦБ и ФАС.
Сейчас Visa, Mastercard, «Мир» и другие системы берут комиссии за транзакцию как с банка-эмитента, так и с банка-эквайера в пропорции примерно 50 на 50. Средний размер тарифа платежной системы (суммарно с обоих банков) составляет 0,3% от платежа. Visa устанавливает размер комиссий в долларах, Mastercard — в евро, «Мир» — в рублях. Если платежные системы примут предложения банков, то банки-эквайеры не будут платить свою часть комиссии (0,15% от платежа), а для банков-эмитентов размер комиссии в среднем снизится с 0,15 до 0,1%.
Банки, вендинг и фаст-фуд
Глава Национального платежного совета Алма Обаева говорит, что платежные системы не несут больших затрат на проведение платежей. «Все, что они получают с этих комиссий — не заработано, а дополучено», — утверждает она. «Объемы безналичных платежей выросли и еще продолжат расти, поэтому рост оборота может компенсировать потери от сокращения размера комиссии», — заключает Обаева.
Но на заседании АБР не было озвучено встречной позиции международных платежных систем и НСПК, в связи с чем делать какие-либо выводы на данный момент преждевременно, говорит вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек. «Если инициатива будет поддержана игроками рынка, банки, разумеется, выиграют, так как это существенно сократит их расходы», — говорит он.
Реализация инициативы может снизить себестоимость для сегментов торговли с низким и сверхнизким чеком, в первую очередь общественного транспорта, а также продуктового ретейла, особенно для «магазинов у дома», где совершаются покупки со средним чеком не более 350 руб., считает руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов, приводя в пример вендинг (продажа товаров через автоматические устройства), фаст-фуд, столовые и мастерские бытовых услуг. «Инициатива направлена на приведение в индустрию платежей по банковским картам тех сегментов торговли и сервиса, для которых фиксированные тарифы в валюте, лежащие внутри себестоимости транзакций по банковским картам, были болезненно высоки», — подчеркивает Хренов.