МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЛОНДОН
«Лондонский глаз» высотой 135 м и весом 1600 тонн является одним из высоких колес обозрения в мире. Расположенное на берегу Темзы, оно позволяет насладиться великолепными видами на Лондон. В ясную погоду видимость составляет до 40 км во всех направлениях. С момента своего открытия в 2000 г., колесо ежегодно посещает более 3,5 млн. человек (в среднем 10 тыс. человек ежедневно) и является одним из достопримечательностей Великобритании и одним из самых популярных платных туристических объектов Лондона, наряду с Тауэрским мостом, Биг-Беном и лондонским Тауэром. Виды на него в качестве фона используются в фильмах и телепередачах. «Глаз» освещается во время особых событий и является центральным объектом, с которого наблюдают за фейерверками в канун Нового года в Лондоне.
Превзойденные ожидания и результативный маркетинг
«Лондонский глаз» в значительной мере превзошел первоначальные ожидания своего спонсора. Как и Эйфелева башня в Париже, колесо изначально строилось как временная конструкция, которую предполагалось разобрать уже через год. Идея лондонской достопримечательности родилась за кухонным столом в бюро архитекторов Маркса и Барфилда в 1993 г. После публикации проектов чертова колеса в специализированных архитектурных изданиях и национальных газетах, идея захватила внимание общественности. Компания Бритиш Эруэйз выступила спонсором проекта, и работа над «Лондонским глазом» началась.
В последствии, создатели колеса, как и спонсор проекта, выжали максимум из «Лондонского глаза» для целей продвижения своего бизнеса. Не многие архитектурные бюро способны похвастаться таким маркетингом (как показывают исследования, маркетинговые коммуникации инженеров четко структурированы и регламентированы).
Конструкция колеса обозрения
Гигантское колесо диаметром около 424 м имеет сравнительно простое решение, похожее на колесо велосипеда. В отличие от более ранних колес обозрения, прочность и устойчивость которых основывалась на фермах и распорках, «Глаз» для получения той же самой прочности при наименьшем весе конструкции использует 6 км стального троса, импортированного из Италии. Стальной обод колеса соединяют в общей сложности 64 троса-спицы и 16 тросов, поворачивающих обод, создавая тугой круг. Диаметр тросов составляет от 60 до 110 мм. Тросы принадлежат к типу закрытого проволочного каната, т.е. отдельные жилы троса имеют S-образную форму, которые сцеплены друг с другом, чтобы добиться прочности, сравнимой со сталью. Вид снизу на опоры «Лондонского глаза» в сторону его центральной оси показывает монументальность конструкции, а также ее зависимость от относительно тонких тросов, удерживающих колесо на месте.
Фундамент, рассчитанный на удержание этой массивной конструкции, которая нависает над Темзой, состоит из двух частей. Сжатый фундамент находится под гигантской А-образной опорой. Он потребовал 2200 тонн бетона и 44 бетонных сваи, каждая длиной 33 м. При строительстве напряженного фундамента у самой реки, отвечающего за удержание оттяжных тросов, было использовано 1200 тонн бетона.
Массивные стальные элементы, которые составляют опоры, ступица и 330-тонная ось колеса были произведены в Роттердаме (Нидерланды). Разобранные на части длиной до 100 м они были привезены морем, а затем доставлены вверх по Темзе. Поставка была запланирована на период низкого уровня воды в реке, чтобы крупные элементы могли безопасно миновать лондонские мосты.
Комфорт «путешественников»
Колесо имеет всего 32 закрытые пассажирские кабины, оснащенные системами кондиционирования воздуха. В каждой могут «путешествовать» до 25 пассажиров. Один оборот кабина совершает приблизительно за 30 минут. Кабины прикреплены по всему периметру колеса. Кабины были собраны во Франции с использованием ламинированных стекол двоякой кривизны, привезены из Италии. Они были сделаны максимального размера, разрешенного для перевозки по французским дорогам, по которым их транспортировали до Евротоннеля , чтобы затем доставить в Англию.
«Лондонский глаз» поворачивается со скоростью 0,26 м в секунду (около 0,9 км в час). Кабины удерживаются в горизонтальной позиции при помощи специальной компьютерной программы. Программа управляет углом наклона кабин и активизирует регуляторы наклона, чтобы выровнять кабины, как только достигается угол их наклона в полтора градуса. Колесо обычно не останавливается, чтобы позволить пассажирам занять свои места, т.к. скорость вращения медленная. Однако колесо останавливают, чтобы позволить благополучно высадиться пассажирам с ограниченными возможностями или пожилым людям.
Строительные инновации
Огромные части колеса собирались вместе, положенные поперек реки на большие понтоны, которые были закреплены на берегах, а затем колесо было поднято на свое место при помощи одного из самых больших в мире плавучих кранов. 10 октября 1999 г. проектная команда начала установку «Глаза» в вертикальное положение. Избранный ими метод подъема никогда до этого не применялся. Инженеры работали очень осторожно, поднимая колесо на начальном этапе всего на два градуса в час. Шесть огромных оттяжных тросов сегодня крепят колесо к напряженному фундаменту.
Торжественный «пуск»
«Глаз» был открыт английским премьер-министром Тони Блэром 31 декабря 1999 г., но для публики его не открывали до марта 2000 г. В целом в строительство колеса было вовлечено более 1700 человек из пяти стран, в том числе население целой альпийской деревни, тестировавшее кабины для пассажиров. Возведение «Лондонского глаза» заняло 16 месяцев.
«Лондонский глаз»: интересные факты
1) Колесо обозрения не является первым в Лондоне; в последней четверти XIX века значительно меньшее колесо стояло напротив станции метро Эрлс-Корт.
2) Хотя «Глаз» занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое высокое колесо обозрения в мире, он уже не является таковым. 185-метровое колесо продублировало «Гигантское колесо», которое открылось в 2008 году в Берлине (Германия), а 200-метровое колесо уже построено в Шанхае (Китай).
3) «Глаз» удостоен 40 наград в области архитектуры и инженерии.
4) Устои А-образной опоры конструкции, которая поддерживает колесо, весят 450 тонн.
5) Всего за 18 месяцев после его открытия на колесе успели «полетать» более 6 млн. посетителей, а в июле 2005 г. «Глаз» посетил 20-миллионный пассажир.
6) «Глаз» несколько раз захватывали протестующие.
6.1) В октябре 1999 г. на колесо взобрались два испанца, протестовавшие против загрязнения окружающей среды. Они провели на колесе две ночи.
6.2) В августе 2000 г. на колесо залез человек, осуждавший санкции ООН против Ирака.
6.3) В декабре 2000 г. люди, выступавшие против беспорядков в Турции, привязали себя к колесу, облившись бензином.
7) Литая стальная ось, вокруг которой вращается колесо, имеет длину 23 м, диаметр 2,1 м, толщину стенок 300 мм и весит 330 тонн.