Найти в Дзене
iReactor. Армия

«Царские волки»: непобедимый отряд русских добровольцев

Уже не первый век русские добровольцы отправляются в далёкие края на защиту собственных идеалов и принципов. Сегодня речь пойдёт о событиях современных, но всё же малоизвестных. Крайне мало рассказано о русских добровольцах, отправившихся на Балканы воевать на стороне сербов, в частности в Боснию.

Для начала несколько слов о сути конфликта и об особенностях местно театра боевых действий.

Распад СССР повлёк за собой трагические события и в странах, опиравшихся на поддержку и защиту могучей державы. В 1991 году по швам начала трещать Югославия, где местные «меньшинства» захотели самостоятельности любой ценой.

Так, мусульмане-бошняки самостоятельно провели референдум о независимости своего края. Однако возникла одна проблема - местное сербское население на референдум даже не пригласили. На такой финт ушами боснийские сербы ответили собственным референдумом, уже об отделении от Боснии. Как итог - война.

В целом, главной особенностью региона является то, что здесь вперемешку живут представители разных народов и религий. Однако все группы не перемешаны, а сконцентрированы в отдельные анклавы. В связи с этим на территории Югославии было в принципе не возможно создать мононациональные или монорелигиозные государства, как границы не режь, но всем не угодишь.

Так, на начало конфликта в Боснии и Герцеговине проживало порядка 40% бошняков-мусульман, 30% сербов-православных и 20% хорватов-католиков, плюс разного рода нацменьшинства. А воевали все против всех.

Изначально доминантом выступили сербские силы, которым в наследство от Югославии досталось тяжёлое вооружение. Однако весьма быстро оказалось, что Сербия погрязла в собственных внутренних конфликтах и не сможет оказывать активную поддержку соотечественникам в соседнем регионе.

У бошняков же ситуация была противоположенной, хоть изначально они и не обладали реальной силой, но начали получать активную поддержку от мусульманского мира - в регион ехали наёмники с Ближнего Востока и Африки. Хорватское же ополчение поддерживалось хорватской армией. Ситуация обострилась, когда бошняки и хорваты решили объединить силы и выдавить из Боснии сперва сербов, а уже потом разбираться меж собой.

В этот непростой момент на помощь сербам и потянулись русские добровольцы.

Тут стоит отметить ещё одну особенность боснийского конфликта. Из-за раздробленности страны на анклавы ни одна из сторон не могла сформировать единого фронта, дополнительно этому мешал и сложный горный рельеф. Поэтому вся война сводилась к битвам за населённые пункты и наиболее значимые объекты.

-2

Создать единую линию обороны было невозможно, поэтому ополчение всех трёх сторон конфликта было занято исключительно обороной сёл и городов. Атаки же проводились небольшими диверсионно-разведывательными штурмовыми группами, порой для успешной атаки хватало 2-3 десятков человек. В таких условиях на вес золота ценился даже один опытный и отлично подготовленный боец.

Поэтому, когда 1 ноября 1992 года в сербский приграничный городок Вишеград прибыло сразу пять русских ветеранов войны в Приднестровье, местные жители устроили настоящий праздник, казалось, даже такая небольшая группа может решить исход войны. Ведь где пять русских, там и десять, а где десять - там и сто, а сто русских - это уже полноценная армия, по меркам Боснии.

Интересно, что внешне маленький отряд бойцов вовсе не выглядел, как богатырская рать. Так, отряд вёл 27-летний Александр Мухарев, позывной Ас, невысокий, худосочный и улыбчивый парень, обладавший яркой врождённой харизмой. Он не был профессиональным военным, за его плечами не было даже срочной службы, а по образованию Ас был просто поваром. Ни каких вам агентов КГБ и диверсантов ГРУ, только простые русские парни.

Александр Мухарев, Игорь Стрелков и Бобан Индижч соответственно
Александр Мухарев, Игорь Стрелков и Бобан Индижч соответственно

Но для вишеградцев лучшим доказательством отваги прибывших бойцов было то, что они в принципе отважились прибыть в город. Дело в том, что на 1 ноября Вишеград был почти полностью блокирован, а все окрестные высоты заняла артиллерия бошняков. Город находился под непрерывным миномётным обстрелом, а если кто-то всё же отваживался выйти на улицу, то их поджидали снайперы. Вишеград должен был вот-вот пасть.

Ещё на въезде в город, по единственной относительно свободной дороге, колонну с русскими добровольцами несколько раз обстреляли. Однако на это мало кто обратил внимание и сербы повезли гостей в местную школу - самое основательное и безопасное здание, где и был подготовлен праздничный банкет.

В целях светомаскировки ужин проходил при свечах. После традиционных возлияний раки, сербы предложили не откладывать дело в долгий ящик и пойти прямо сейчас напасть на боснийский блокпост. И это при том, что кроме ножей у отряда ничего не было. Однако здравый смысл взял верх и поход отложили, и, как оказалось, не зря.

На утро пятёрка отправилась в штаб сербского ополчения за оружием. Уже в этот момент отряд начал обрастать местными мифами и легендами. Так, Асу достался комплект из «калаша» и штык-ножа, номера которых заканчивались числом 666. Тут же среди религиозных сербов пошла молва, что отряд ходит под дьяволом.

Вероятно, из-за этой «недоброй» приметы первый поход группы вышел комом. Как только добровольцы вышли из Вишеграда, двое их проводников просто исчезли. После коротких переговоров было решено более не полагаться на местных, а действовать самостоятельно, но для этого, прежде чем вести боевые действия, требовалось ознакомится с местностью.

-4

После нескольких разведывательных выходов в горы отряд сумел оценить ситуацию в регионе. Попутно удалось заминировать несколько вражеских снайперских лежанок и «шугнуть» разведку бошняков.

Первый инцидент произошёл через полторы недели после приезда, в ходе очередного разведвыхода отряд обнаружил целую деревню, которой не было на сербских картах. Она расположилась в столь глухом лесу, что отряд из чащи сразу вышел на главную улицу. Деревню охраняло небольшое мусульманское ополчение.

Контакт оказался неожиданным для обеих сторон, но продлился недолго - бошняки практически сразу оставили село и отступили. Как позже выяснилось, ополченцы решили, что на них напало не пятеро русских, а чуть ли не батальон. Среди бошняков поползли слухи, что в окрестностях Вишеграда стягиваются силы регулярной российской армии, что привело к резкому моральному разложению и дезертирству.

Командование сербского ополчения приняло решение воспользоваться ситуацией и снять блокаду с Вишеграда. Штурм ближайших высот назначили на 1 декабря. Естественно, главная роль отводилась ударной группе русских добровольцев.

В назначенный день рано утром сербские минометчики открыли огонь по склонам окрестных гор. Они вызывали огонь вражеской артиллерии на себя. Преимущество бошняков было явным и надежды на победу в артиллерийской дуэли не было. Но, рискуя собственными жизнями, сербские миномётчики вынудили противника раскрыть свои позиции. Уничтожить же врага должны были несколько диверсионных групп, которые ещё ночью обошли занятые бошняками высоты.

-5

«С нами Русы» - этот боевой клич ещё не раз будет менять ход боёв в боснийской войне, но тогда он звучал едва ли не в первые. Сербско-русский отряд перевалил через гряду и обрушился на врага с тыла. А противнику много было и не нужно, бегство началось сразу же.

Но и среди боснийских наёмников встречались свои профессионалы. Один из арабских снайперов не потерял хладнокровия и сумел сам выйти в тыл отряду ополченцев. Первым погиб уроженец Одессы Андрей Нименко, ещё один боец получил ранение ноги. Но отряд быстро сумел занять круговую оборону и снайпер предпочёл ретироваться, тем более, что бой за вишеградские высоты был бошняками уже проигран.

Слава о дерзких русских моментально распространилась по Сербии и Боснии, и в Вишеград потянулись одинокие русские добровольцы, желая примкнуть к отряду соотечественников. Новый 1993 год отряд встречал встречал уже в составе 15 бойцов, а его вооружение пополнили два трофейных миномёта. Среди сербов добровольцы получили прозвище «Царские волки», так некогда называли русских солдат, которых тайно посылал Россия для поддержки местных восстаний в борьбе с Османской империей. Впереди «Царских волков» ждали их главные испытания.

«Царские волки» в самом многочисленном своём составе
«Царские волки» в самом многочисленном своём составе