D2.038
В предыдущем размышлении не делалась разница между трудами. Они брались в общем виде. Но теперь пора решить вопрос и на частном уровне: определить, какие же труды надо считать равными, а какие – нет. Ибо от этого зависит само применение принципа равной оплаты за равный труд: сначала надо установить равенство или не равенство трудов, а уж потом назначать за них вознаграждение.
Сравнение двух разных трудов одного вида, объема и сложности не вызывает никаких проблем. Чуть труднее, когда данные труды различаются по третьему признаку, но и тут вопрос решаем: работа разбивается на разряды, и каждому назначается определенная ставка. Допустим, есть пять разрядов сложности данной работы. Значит, каждый разряд – это 20% сложности, и работа третьего разряда составляет 60% работы пятого. Отсюда вывод: работнику пятого разряда надо платить 1000 рублей в день, а третьего – 600. По 200 рэ за каждый разряд, если нет еще каких-то факторов, изменяющих такой подход.
Но труднее всего в случае, когда работы разнородны. Как, к примеру, сравнить труд инженера и рабочего? По каким показателям? По умственным затратам первый намного опережает второго, а по физическим – наоборот. Если взять значение каждой из этих работ в общем процессе производства, то тут тоже не все так просто. Без рабочих проекты инженера останутся на бумаге, а рабочие без руководства сверху будут толпой цыган, неспособных что-либо толковое сотворить.
В Советском Союзе принцип равной оплаты за равный труд использовался с самого начала его существования и почти до самого конца – до момента отмены этого подхода в 1988 г. Тем не менее, в начале бытия Союза инженер получал гораздо больше рабочего, а конце все было с точностью до наоборот. Как же связать все это с декларируемым принципом? Разве что-либо существенно изменилось в характере этих двух работ? – Нет. Ничего особенного не произошло. Изменения, если и были, то они происходили в обеих работах, поэтому их соотношение мало изменилось. Не настолько, чтобы различия в оплате были в разы сначала в пользу одной специальности, а потом – другой.
Значит: принцип равной оплаты за равный труд декларировался, но не соблюдался в той степени, в которой мы обычно себе это представляем. Да, инженерам и рабочим разного пола и разной национальности по закону платили равные вознаграждения, но этого не было, если сравнивать зарплаты за эти два вида труда. И объяснение такому положению дел есть лишь одно: соотношение между размерами оплаты разнородных трудов диктовалось не какими-то принципами, а жесткой экономической необходимостью. Советское руководство изменяло соотношение между данными двумя зарплатами по той простой причине, что изменялась ситуация на рынке труда. Было мало инженеров – платили им больше рабочих; наштамповали без меры инженеров в конце существования соввласти – стали платить им гораздо меньше работяг. Вот и всё!
Антон Совет
26.03.2019 19:18