Найти в Дзене

ЧТО ТАКОЕ КОМПАУНД И ЖЕСТКОСТЬ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПОКРЫШЕК

Велопокрышки делают из двух основных материалов: Давайте попробуем разобраться, что же такое «компаунд», что значит понятие «твердость» и как это всё влияет на характеристики покрышки. Компаунд (compound) — это смесь резины, различных полимеров и мономеров. Те, кто в школе хорошо учил химию, «в курсе» всех этих словечек. Точные пропорции и химические составы каждый производитель держит в секрете. Основные элементы компаунда это: Все наполнители и добавки составляют от 15 до 30%.  В производстве этот материал значительно дешевле, чем резина из синтетического каучука, поэтому его часто используют для изготовления велосипедных шин. Одна из характеристик покрышек, изготовленных из этого материала – твердость или жёсткость компаунда. На что влияет жесткость: Как и чем измеряется жесткость Жесткость измеряется с помощью специального прибора: дюрометра или твердомера. Принцип работы дюрометра прост: чем глубже при измерении "игла" прибора входит в материал, тем он мягче, а показания прибора
Оглавление

Велопокрышки делают из двух основных материалов:

  • Резины
  • Компаунда

Давайте попробуем разобраться, что же такое «компаунд», что значит понятие «твердость» и как это всё влияет на характеристики покрышки.

Компаунд (compound) — это смесь резины, различных полимеров и мономеров. Те, кто в школе хорошо учил химию, «в курсе» всех этих словечек. Точные пропорции и химические составы каждый производитель держит в секрете.

Основные элементы компаунда это:

  • натуральный или синтетический каучук - от 40 - 60 %; 
  • наполнители: сажа, известь, кремний и т.п; 
  • смягчители: масла и жиры; 
  • добавки против старения; 
  • добавки, улучшающие вулканизацию (сера); 
  • ускорители вулканизации: оксид цинка; 
  • пигменты и красители. 

Все наполнители и добавки составляют от 15 до 30%. 

В производстве этот материал значительно дешевле, чем резина из синтетического каучука, поэтому его часто используют для изготовления велосипедных шин.

Одна из характеристик покрышек, изготовленных из этого материала – твердость или жёсткость компаунда.

На что влияет жесткость:

  • на накат колеса,
  • сцепление с дорогой,
  • ресурс жизни покрышки.

Как и чем измеряется жесткость

Жесткость измеряется с помощью специального прибора: дюрометра или твердомера.

Принцип работы дюрометра прост: чем глубже при измерении "игла" прибора входит в материал, тем он мягче, а показания прибора меньше.

-2

Обозначается жесткость двухзначным числом с буквой "а" на конце. Чем больше цифра — тем тверже материал.

Понятно, что такой прибор есть только у «больших специалистов». Для обычного велосипедиста жесткость покрышки (оценочно) можно определить, используя шипы на протекторе: если при нажатии на шип он вдавливается хорошо, то это мягкий компаунд, если нет – жесткий.

Другой способ проверки качества новой покрышки из компаунда: возьмитесь за «усик», если он есть, и потяните за него. "Усик" должны растянуться минимум в 2 раза. Кстати, если покрышка сделана из качественной резины, то «усик» может растянуться в длину до 4 раз.

-3

Отличить, из чего изготовлена покрышка, из резины или компаунда, так же можно при помощи пальца. Для этого прижмите сухой палец к покрышке и с усилием провести им по ней. Если покрышка сделана из резины, то Вы почувствуете, что резина как-бы «тянется за пальцем». Компаунд же почти не тянется.

В принципе, при одной цене, покрышка из компаунда всегда лучше резиновой.

Показатель жесткости указывают отнюдь не все производители. Изредка его пишут сбоку на покрышке (например, фирмs Compass, Maxxis)

-4

Чаще эту характеристику указывают на фирменной этикетке, упаковке, или, как минимум, на сайте.

-5

В зависимости от состава компаунда, свойства покрышки могут быть разными. Например, сликовая покрышка из очень мягкого компаунда может катиться по гладкой поверхности даже хуже, чем покрышка с зубастым протектором, но высоким показателем жесткости.

Производители используют большое количество различных материалов при производстве, но общая идея одна: чем мягче компаунд, тем у него лучше сцепление с дорогой, но выше скорость износа.

Вот некоторые значения твердости и их описание на примере покрышек Maxxis:

  • 40a (Maxxis Slow Reezay) — самый мягкий и «липкий» компаунд.
  • 42a (Maxxis Super Tacky) — чуть тверже предыдущего, но все еще очень «липкий» и мягкий.
  • 57а/62a (Maxxis Detonator) — износоустойчивая покрышка, обеспечивающая хорошое сцепление с любой дорогой.
  • 60a (Maxxis MaxxPro) — универсальная жесткость со средними показателями, похожа на предыдущий вариант.
  • 62a (Maxxis eXCeption) — жесткий компаунд с хорошим накатом.
  • 70a (Maxxis OVERDRIVE) — очень жесткий, самый накатистый и износостойкий компаунд. Обеспечивает низкое сопротивление качения и имеет максимальную износостойкость
  • 80а – мега-жесткий компаунд, встречается редко в специально изготовленных покрышках

Плюсом мягких компаундов с маленьким показателем жесткости (40а, 42а) является то, что они дают максимальное сцепление с поверхностью, что особенно важно, например, при скоростном спуске по экстремальным трассам в даунхилле. Они позволят быстро затормозить, не соскользнуть с дороги при резком повороте или большом уклоне. Они так же обладают свойством «прилипания» к неровностям дороги и медленного «отскока». Иными словами - «медленно отпружинивают» при наезде на мелкие камни, корни и другие неровности трассы.

Минус мягких компаундов:

  • На ровной дороге они дают отвратительный накат. Они как-бы «липнут» к дороге.
  • Быстро стираются, особенно на задних колесах, так как нагрузка на них выше, чем на передних.
  • Трескаются при отрицательных температурах.

Используют в основном в даунхиле - скоростному спуску по пересеченной местности (downhill — «вниз с холма»).

-6

Покрышки с жесткостью 57а и 60а неплохо противостоят износу и подойдут как для даунхилла, так и для других экстремальных типов катания.

Часто ставят для таких поездок переднюю покрышку с жесткостью 42а, а заднюю - 60а. Это позволяет не так быстро стирать заднюю покрышку.

Можно сказать, что велопокрышки с жесткостью 60а – это универсальный вариант для различных типов экстремального катания.

Велопокрышки с жесткостью 62а и 70а имеют отличный накат и хорошую износостойкость. Они подойдут для кроскантри (гонки по пересечённой местности, лесу, где есть спуски, подъёмы, скоростные участки), прогулочного катания и т.п. Поэтому, если Вы много ездите по асфальту и не хотите часто менять покрышки - покупайте слики или полуслики с жесткостью 70а.

-7

Покрышки с составными компаундами.

Производители покрышек постоянно стремятся улучшать свои изделия и для лучшего использования положительных качеств мягких и твердых компаундов начали изготавливать шины с многосоставными компаундами.

В них центральную часть протектора изготавливают из жесткого компаунда, а боковые - из мягкого. Такая покрышка имеет лучший накат и хорошо «держит дорогу» на поворотах.

Что разрушает компаунд

  • Солнечный свет, УФ и ИК излучение – поэтому хранить их, и вообще сам велосипед, нужно в защищенном от солнечного света месте.
  • Высокие температуры. Особенно на солнце или вблизи отопительных приборов.
  • Высокая влажность – она плоха не только для колес, но и всех остальных деталей велосипеда.
  • Резкие перепады температур.
  • Соль и реагенты, которыми посыпают дороги в зимнее время. Поэтому после зимних поездок по городским улицам лучше немного проехаться по чистому снегу или просто смыть соль с колес.

Более подробно о том, где и как хранить велосипед зимой, можно почитать в отдельной статье.

Что еще можно почитать о покрышках