Джордан Пил - имя, известное, наверное, каждому уважающему себя чернокожему зрителю. Да и большинство прочих о нём знают не понаслышке, если серьёзно увлекаются кино - в 2017-м бывший телекомик, что называется, поймал тренд и на гребне расово-компенсационной волны таких высот достиг своим дебютным полнометражным фильмом, что следующий мог бы снять сразу, без актёрских проб и шлифовки сценария. Тоже ведь своего рода социальный эксперимент: проверить, насколько готова армия поклонников и покорившихся настроению масс критиков придумывать и домысливать то, на что автор поленился тратить время.
Внешне новинка выглядит на удивление просто для очередной “реконструкции”: собирает в типичном с виду слэшере вопиющие штампы жанра, а в финале все их логически обосновывает. Правда, в качестве основы создателю снова приходится взять фантасмагорическую модель с тайным заговором и массовой эксплуатацией, и уж на их обосновании сэкономить усилия. Как известно, отсутствие монстра в кадре пугает больше (и этим режиссёр тоже вовсю пользуется, экономя бюджет и расширяя аудиторию чуть ли не до семейной). А вот даёт ли отсутствие продуманной модели мира больше пищи для размышлений и обсуждений?
Впрочем, тех любителей ужастиков, кто особо размышлять не любит и по демонстрации насилия крупным планом не скучает, картина вполне способна заинтересовать. Малость затянута поначалу: Пил слишком любит своих героев - типичную афроамериканскую семью, не бедную с виду, но явно завидующую светлокожим приятелям. А потому жаждет их всесторонне раскрыть, прежде чем подвергнуть испытаниям. Персонажи, и впрямь, удались: колоритные, но без явных заскоков. И наблюдать за их реакцией на вторжение и стремительной эволюцией из напуганных обывателей в самоуверенных "выживателей" - удовольствие едва ли не большее, чем от бегства "прочь" предыдущей версии едва-не-попавшихся. Тем более, что и сами страдальцы не то чтобы поголовно невинны, и апокалипсис им грозит помасштабнее. Неспроста то и дело цитируется 11-я глава Книги Иеремии.
Джордан, вообще, много чего цитирует и надписями на футболках, и операторскими ухищрениями, словно предлагая задуматься, сколько еще культурных подтекстов и социальных проблем сокрыто в его картине. По аналогии с “Сиянием” Кубрика, отсылки к которому здесь встречаются особенно часто, фанаты в сети уже принялись предлагать теории на любой вкус, от угнетённых трудовых масс, не попадающих в поле зрения высших классов, до всё чаще вырывающихся на свободу тёмных помыслов американцев, разочаровавшихся в национальной мечте. Хотя, мне кажется, безопаснее заранее на злободневность и многослойность себя не настраивать. Иногда банан - это, знаете ли, просто банан...