Найти в Дзене
Оружейный Арсенал

Су-47 «Беркут». Самолет с обратной стреловидностью крыла

Экспериментальный российский перспективный палубный истребитель, созданный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко использовались композитные материалы. В 1997 году был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным. В 2006-2007 гг. после модернизации грузоотсека самолёт был задействован в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем Су-57). Целью была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета. Информация активно использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков перспективного истребителя Т-50. Единственный экземпляр находится в музее ЛИИ им. Громова. Угол его стреловидности по передней кромке — порядка 50°. Заднее горизонтальное оперение относительно небольшой площади также выполнено цельноповоротным, с углом стреловидности по передней кромке порядка 75°. Использование крыла обратной стреловидности(КОС) позволило до

Экспериментальный российский перспективный палубный истребитель, созданный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко использовались композитные материалы. В 1997 году был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным.

В 2006-2007 гг. после модернизации грузоотсека самолёт был задействован в программе по созданию проекта истребителя Т-50 (в дальнейшем Су-57). Целью была проверка створок и внутреннего оснащения отсека на работоспособность в условиях реального полета. Информация активно использовалась на окончательных этапах создания грузоотсеков перспективного истребителя Т-50.

Единственный экземпляр находится в музее ЛИИ им. Громова.

-2

Угол его стреловидности по передней кромке — порядка 50°. Заднее горизонтальное оперение относительно небольшой площади также выполнено цельноповоротным, с углом стреловидности по передней кромке порядка 75°.

Использование крыла обратной стреловидности(КОС) позволило добиться самолету следующих преимуществ:

1)Более выгодное размещение центра массы позволило улучшить общую компоновку самолета.

2) Улучшение показателей по аэродинамике, особенно на низких скоростях.

3) Снижение вероятности «сваливания в штопор».

4)Значительное упрощение управления при взлетно-посадочных операциях.

5)Обеспечение подъемной силы, превосходящей таковую у крыльев классической конструкции.

Су-47 на МАКС-2001
Су-47 на МАКС-2001

Так почему же пришлось отказаться от столь перспективного проекта. Использование КОС несло в себе ряд проблем:

Во-первых, для обеспечения достаточной жесткости крыла самолет сильно прибавил в весе.

Во-вторых, специфическая конфигурация крыла приводит к увеличению площади сопротивления со всеми вытекающими последствиями.

В-третьих, из-за изменения аэродинамических характеристик необходимо было огромное количество "умной" электроники для стабилизации самолета.

Следовало обеспечить крылу хорошие показатели жесткости, избегая возрастания его массы. Решением было изготовление крыльев из более легкого по весу материала – углепластика. Однако расчеты показали, что даже в этом случае необходимы двигатели, обладающие повышенными тяговыми усилиями. Поскольку промышленность на тот момент не освоила их выпуск, от проекта временно отказались.

Закрытие данного проекта не исключало новых разработок в области применения крыльев с обратной стреловидностью.

Вопросы, возникшие по изложенному, пишите в комментарии, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.