Снимать фильмы о гражданской войне тем сложнее, чем меньше времени прошло с её окончания. Слишком уж много очевидцев и лиц, чьи семьи пострадали от участников сражений и провокаторов - всей правды никак не скажешь, чтобы не задеть едва зажившую рану. Однако, как сеттинг для чувственного, исполненного трагедии боевика события 20-летней давности уже вполне пригодны. Ведь в пылу всепожирающего межнационального пожара можно запросто замаскировать не только десяток-другой сюжетных линий, сплетающихся в мощную межличностную драму, да несколько перестрелок и поединков, но и полномасштабное сражение в лучших традициях классики прошлого века и в качественном обрамлении спецэффектов современности.
Зрелищный и динамичный, с множеством крупным планом снятых боевых сцен и не проседающим на протяжении более двух часов действием, новый фильм Андрея Волгина полностью реабилитирует его как автора феерических “Танцев насмерть”, сходу приравнивая по мастерству к мэтрам режиссуры. Оказывается, вовсе не требуется придумывать очередной блокбастер о Великой Отечественной, чтобы трогательно показать заплаканную сиротку на могучем плече российского солдата, вызвать взрыв адреналина фонтанами крови и ошмётками разлетающихся тел и украсить суровый мужской интернационал не менее профессиональной воительницей, украдкой рыдающей над детской фотографией. И уж тем более не нужно обвинений в адрес какой-либо из сторон и пафоса в противоположный - у истинных патриотов гордость ничуть не хуже пробуждается искренним отторжением любых этнических или геополитических обобщений. Прославившая британского генерала фраза “Мои солдаты не начнут Третью Мировую”, между прочим, здесь тоже прозвучит.
Вообще, формат "спецотряд против банды" очень удобен для политкорректных планов на зарубежный прокат, да и знатоки внешней политикой России конца 90-х недовольны окажутся разве что замалчиванием незначительных для сюжета деталей. Что ж, в глазах стороннего наблюдателя и массовые захоронения жертв режима, и попытки любой ценой добиться независимости выглядели бы одинаково однобоко. Есть, разумеется, тут и коррумпированные “благодетели”, и неназываемые вслух кукловоды с непостижимыми обычным смертным мотивами, и то ли направленные ими, то ли ошибочно выбравшие мирную цель бомбардировщики. Однако борьба ведётся не с ними (по крайней мере, не напрямую), а с выписанными “в лучших традициях” Аль-Каиды из-под контроля отморозками. И уж тут никаких полутонов - отпетые садисты, рабовладельцы и наркоторговцы. То есть, то самое “пушечное мясо”, что так любили косить штабелями из крупнокалиберных стволов герои боевиков того времени. Косят и новые, харизматичные и цельные в своём статусе безупречных мучеников - и хотя в команде работают с завидной слаженностью, каждый готов при необходимости лично возглавить “Отряд самоубийц”, не говоря уж о бригаде “Антикиллера” или группе “Защитников”.
Второстепенные персонажи, от деда-полицейского Гойко Митича до словно сбежавшего из фильмов Кустурицы контрабандиста, тоже создают яркие при всей своей шаблонности образы, что при таком количестве действующих лиц немаловажно. Единственное, на мой взгляд, исключение - очаровательная, но явно чересчур ударенная жизнью представительница многострадального сербского народа, в самый ответственный момент награждающая своего спасителя незапланированным отдыхом от невыполнимой миссии. Впрочем, ее легко оправдать пресловутой ударенностью и трюизмами на тему любви, недостаточной для завершения военных действий, но отчаянно необходимой для смягчения их последствий. Жаль, что не удалось прокат на месяц раньше начать - отличный же подарок для радостно громыхающей бронетехникой российской армии, способной устрашить врагов без единого выстрела под задорные песни Цоя и Хоя.